Детективы начала времён
Первые новониколаевские полицейские боролись за чистоту улиц и приобретали оружие за свой счет
За какие подвиги становились народными героями первые жители Новониколаевска, а за какие проступки могли угодить в кутузку? Какой товар ценился у дореволюционных воришек и как сыщикам удавалось их ловить? Об этих и других подробностях детективного прошлого нашего города мы узнали, посетив краеведческую гостиную в музее города Новосибирска.
Проигрался до штанов
Первый камень в основание железнодорожного моста был заложен в 1893 году в районе поселка Кривощеково. Но первый пристав, его помощники и пятнадцать стражников появились здесь только в 1897 году. Понятно, что оперативная обстановка была напряженной, и прибывшие полицейские тут же приступили к работе. Одним из первых видов правонарушений, с которым им пришлось столкнуться, стали карточные мошенничества.
— Население было в основном неграмотное, и охочие до чужого добра люди этим активно пользовались, — рассказывает историк и журналист Сергей Слугин. — Приезжали к строителям и обыгрывали их в карты. Были случаи, когда не умеющие мухлевать работяги проигрывали все до штанов.
Пристав Ржевский боролся с картежниками, к тому же ратовал за чистоту, заставлял людей приводить в порядок свои дома. В те времена житель Новониколаевска мог, к примеру, получить нагоняй за то, что из его скроенной кое-как лачуги торчат доски. А ну как пройдет мимо этого «ежа» дамочка и одежду порвет? Непорядок!
Кроме своих прямых обязанностей, полицейские того времени выполняли функции инспекторов: пожарных, торговых и санитарных. При этом деньги, уверяет Слугин, получали небольшие, а вооружены были хуже преступных элементов, только холодным оружием. Револьверы, пока поселок не получил статус города, им приходилось покупать на собственные средства.
Мне тоже холодно, снимай пальто!
Полицейское управление в Новониколаевске располагалось на улице Барнаульской (ныне улица Щетинкина). Кроме него, в городе было три участка: Вокзальный, Центральный и Закаменский. В ведомстве последнего был самый хлопотный район (сейчас это территория Октябрьского района). В хаотично построенных домах и лачугах селилось немало беглых каторжников, которые по ночам и среди бела дня грабили и убивали жителей Новониколаевска.
Свирепствовали в те времена конокрады. Краденые кони, правда, потом часто погибали от голода, потому что ворам нечем было их кормить. С появлением в городе питейных заведений нередкими стали и пьяные выходки. Бывало, не помня себя от количества потребленных горячительных напитков, люди не только шатались по дворам и пугали встречных, но даже заходили в церковь и просили денег у священников.
Так что служба у полицейских была довольно напряженной. На сутки обычно назначали одного-двух приставов, четырех-пятерых околоточных надзирателей и восемь-десять городовых. Были еще резерв и ночная стража. Также полицейские несли дежурство в театре, в городском корпусе, ресторане, на ипподроме и в городских садах «Альгамбра» и «Александровский». Кроме того, существовали посты на некоторых промышленных предприятиях.
Герой и преступник
Имелись в новониколаевской полиции тех лет и свои герои. Например, Семёнов и Старовойтов, задержавшие двух воров-рецидивистов, которых долго и безуспешно до этого искали в европейской части России. Или пристав Коровин, отбивший нападение грабителей на священника. Однако, пожалуй, самым известным в памяти простых людей на долгие годы оставался полицмейстер Висман.
— По официальным источникам, он был человеком не совсем порядочным, бесчинствовал и брал взятки, за что потом даже пошел под суд, — рассказывает Сергей Слугин. — Но, по свидетельству старожилов, в народе его считали храбрым, неудержимым защитником простых людей.
С хулиганами и ворами, отнимающими у простых людей последнее, Висман действительно боролся очень жестко: порою даже воспитывал их дубинкой, но зато горожане не боялись ходить по вечерам в гости.
Благодарность и три рубля
Храбрецом Висман зарекомендовал себя еще во время службы в Колывани. Как-то во время пожара в одном из домов, пока зеваки смотрели на огонь и слушали крики о помощи, он один бросился на помощь погорельцам. Сначала вытащил двух детей, потом домашний скарб и икону. За это ему объявили благодарность и выдали три рубля — на постройку, как тогда говорили, слегка подгоревшего мундира: в огне пострадали спина и рукав. Спустя какое-то время, уже в Новониколаевске, Висман выследил и поймал с поличным шайку слесарей и кузнецов, которые занимались производством фальшивых медных денег.
Еще одним подвигом стало задержание Вислава Ладзинского — преступника, наводившего ужас на многие города Сибири. Захват этого криминального авторитета, по сохранившимся архивным заметкам, был похож на анекдот или эпизод детективной драмы. Вислав приехал в Новониколаевск и остановился у любовницы, в доме недалеко от железнодорожного вокзала, аккурат около полицейского управления — агентуре и Висману на радость. Те сразу же нарисовались «в гости». Полицмейстер на хвосте — что делать? Ладзинский прыгнул со второго этажа и пытался бежать, но безуспешно.
Надо сказать, Висману везло на внезапные встречи. Как-то он ехал на родину в Ригу и, будучи не при исполнении, в гражданском, смог совершенно случайно обезвредить еще одну грозу преступного мира — Тимофея Шабанова, промышлявшего грабежом в поездах. Тот был для всей системы как в горле кость, потому что как-то умудрился даже снять драгоценности со спящей жены какого-то жандарма.
Жизнь Висмана закончилась весьма печально. В апреле 1914 года он сел на скамью подсудимых. Выездная сессия Омской судебной палаты обвинила его в наложении незаконных штрафов, взяточничестве и получении доходов от домов терпимости... По мнению простых людей, Висман по наклонной пошел потому, что начальство так и не удосужилось отметить его заслуги.
Подвиги новониколаевских полицейских станут известны всей стране, поскольку историк Сергей Слугин намерен написать о них книгу. В ней он соберет немало захватывающих историй, случившихся с нашими земляками сто и более лет назад.
КСТАТИ
В полицию Новониколаевска принимали российских подданных не моложе 25 лет, отслуживших в армии. Предпочтение отдавали бывшим артиллеристам и кавалеристам. За сон на посту в дневное время полицейские получали штрафы, за распитие спиртных напитков могли угодить под арест на трое суток.
ФАКТ
Знаменитый револьвер системы Нагана стал поступать на вооружение новониколаевской полиции только с 1907 года.
* * *
В те времена в каждом полицейском участке был журналист. Он вел книгу преступлений и составлял многочисленные документы.
ЦИФРА
В 1906 году при населении в 41 тысячу человек в Новониколаевске было 30 полицейских, через три года — около 80.