USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Вагон спокойствия

Юлия НАЗАРЕНКО

В течение ноября в новосибирской подземке проводят опрос пассажиров: насколько эффективно применение тех или иных мер антитеррористической безопасности? Это лишь один из пунктов исполнения федеральной программы, участие в которой принимает не только подземный, но и наземный, а также воздушный и водный транспорт области.

Пассажирам метро предлагают заполнить анкету либо в письменном виде у специальных столиков в вестибюле станции, либо в электронном — на сайте метрополитена. Мы тоже воспользовались случаем и высказали свое мнение относительно того, имеет ли смысл проверять в метро багаж и ручную кладь, устанавливать металлоискатели и так далее. Опрос занимает не более двух минут. Каждый пункт анкеты делает картину яснее: мы садимся в вагон, как правило, не задумываясь о том, насколько безопасной будет поездка.

Информирован — значит вооружен
Вопрос безопасности на транспорте волнует сибиряков. Но вовсе не в связи с гипотетической угрозой террора. В отличие, к примеру, от жителей Москвы новосибирцы видят опасность в первую очередь в неудовлетворительном техническом состоянии общественного транспорта, нарушении водителями Правил дорожного движения, несовершенстве транспортной сети, перегруженности городских магистралей и так далее. Но в целом жители области и мегаполиса испытывают состояние тревожности за свою судьбу и неприкосновенность во время путешествия гораздо реже жителей других регионов.

Это подтверждает и опрос ВЦИОМ. Например, свыше 80 процентов опрошенных в Новосибирске заявили, что не собираются сообщать о находке бесхозной сумки ни водителю, ни полицейским. «Забыл кто-то, что ж такого?» Привыкнув к состоянию благополучия, мы практически не замечаем ту информацию, которая транслируется в салонах автобусов и на станциях метро. Слов нет, дома хорошо. Но граждане часто путешествуют, бывают в турпоездках, командировках, в гостях — там, где о сибирском спокойствии люди могут только мечтать. Так что навыки антитеррористического поведения могут оказаться кстати. Не дай бог, конечно…

Важно избежать не только давки
Наверное, неслучайно для определения уровня заинтересованности граждан в обеспеченности транспорта системами безопасности выбрали метрополитен. С наступлением снегопадов в ноябре пассажиропоток с поверхности земли переместился вниз — количество новосибирцев, которые предпочли воспользоваться услугами метро, превысило 300-тысячный суточный уровень. Его сотрудники оказались готовы к наплыву пассажиров. В первых числах ноября был введен новый график движения поездов, их стало больше на 24. Увеличение произошло только в пиковое время и впервые позволило обеспечить движение поездов в утренний час пик с интервалом 2 минуты 45 секунд, а в вечерний — снизить до 3 минут.

Большая скученность людей заставляет пересмотреть подходы к технологиям и организации перевозочного процесса. И не только с точки зрения комфортабельности поездок. Несмотря на то что процент возникновения реальной террористической угрозы невелик, совсем исключать вероятность незаконного вмешательства в нашу жизнь нельзя. Статистика Ространснадзора показывает, что чаще всего среди актов незаконного вмешательства встречается обнаружение бесхозных подозрительных предметов на железнодорожных вокзалах и в пассажирских поездах (55 процентов от общего количества), на втором месте — анонимные сообщения о закладке взрывных устройств на объектах железнодорожного транспорта и в поездах. Противостоять террористам, в том числе телефонным «шутникам», можно лишь создав полноценную защиту транспортных объектов. Система реагирования должна работать как часы.

Цена вопроса
С прошлого года в регионе действует долгосрочная целевая программа «Обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области на 2012 — 2015 годы». В конце июля Правительство РФ определило размер субсидий, выделяемых из бюджета в 2012 году на обеспечение безопасности метрополитенов. На долю новосибирской подземки в рамках Федеральной комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте приходится 156,1 миллиона рублей. Кстати, одна рама металлоискателя стоит от 70 тысяч рублей. Антитеррористический комплект на одну станцию, по расчетам экспертов, обойдется как минимум в 13,5 миллиона рублей.

В соответствии с Комплексной программой безопасности метрополитены оснащают системами интеллектуального видеонаблюдения, новейшим досмотровым оборудованием для выборочной проверки подозрительных граждан, взрывозащитными контейнерами. В вестибюлях и переходах станций метро расположены камеры видеонаблюдения, данные передаются в центральный диспетчерский пункт. Ведется радиационный контроль. Техническое оснащение метрополитена современными средствами обеспечения безопасности будет продолжено и в 2013 году.

Под землей хорошо слышно
К слову, для некоторых технических средств метро в Новосибирске стало своего рода «испытательным полигоном». Как сообщает пресс-служба Минтранса России, МВД отрабатывает специальные системы маскированной связи, работающие именно в условиях подземки. Понятно, что обычные средства связи, например использующие радиоканал, под землей могут подвести.

«В Новосибирск выезжали наши сотрудники, смотрели, как это действует, — цитируется в пресс-релизе заместитель начальника Главного управления на транспорте МВД РФ полковник полиции Дмитрий Кондратьев. — Слышимость хорошая, и, что самое главное, можно из любой точки иметь доступ к нашим розыскным базам».

То есть теперь сотрудник полиции, остановивший подозрительного человека в новосибирском метрополитене, может при проверке документов оперативно воспользоваться всеми информационными системами — узнать, не находится ли он в розыске, не пользуется ли поддельным паспортом и так далее. Большинство остальных метрополитенов России пока такой возможности лишены.

СПРАВКА
В Новосибирском метрополитене по-прежнему максимальный пассажиропоток сохраняется на станции «Площадь Маркса» — 41,5 тысячи человек в сутки, а минимальный пассажиропоток перераспределился со станции «Маршала Покрышкина» на станцию «Березовая роща» и составил 8,2 тысячи человек.