Расчёт окружности в цифрах и фактах
Идея создания первого в истории Новосибирска округа, призванного сократить административные расходы при помощи объединения Железнодорожного, Заель- цовского и Центрального районов для многих стала в равной степени неожиданной и революционной.
Вопросы и ответы
Видимо, поэтому первая официально прозвучавшая от депутатов регионального парламента реакция была, скорее, негативной. Как признавались в ходе обсуждения инициативы члены комитета Заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению, они «еще и сами не поняли, что и как» будет происходить.
— Мне активно звонят избиратели с одними и теми же вопросами: что это такое будет? Куда нужно будет обращаться за социальной поддержкой в случае упразднения районных отделов соцзащиты? — все это, по убеждению депутата Валерия Синенко, вопросы весьма не простые.
Тем не менее практически на каждый из них есть ответы. Основной постулат реформы: для жителей учреждение округа ничего не изменит, включая современные границы и названия районов. Меняется только структура административного управления.
Без косвенного согласия на городскую реформу со стороны областных депутатов Новосибирску не обойтись — нужна поправка в реестр должностей муниципальной службы Новосибирской области, в котором должны обозначить принципиально новые должности, такие как глава округа и его заместители. Поэтому муниципалам пришлось тщательно разъяснять, а местами и активно убеждать региональных парламентариев в правильности своей позиции.
Аргументы представил первый заместитель мэра Новосибирска Владимир Знатков. Он конкретизировал: как работали полиция, прокуратура, суды, ЗАГСы, налоговые инспекции и другие структуры, так они и будут работать. Прежней остается и прописка граждан. Если бы для слияния районов было необходимо перепрописать всех жителей и поменять все вывески, власть на такие перемены никогда бы не пошла, уверяет вице-мэр. И делать это однозначно не придется ни теперь, ни потом. Никаких изменений не будет и в работе основных пунктов обращений граждан — в районных общественных приемных и отделах социальной защиты населения. Они будут открыты для жителей районов так же и там же.
Нужно отметить, что многие госуслуги уже сегодня оказываются в электронном виде через «единые окна» с минимальным соприкосновением граждан с чиновниками. Так что экономия через сокращение штатов районных администраций — шаг закономерный.
Председатель комитета по госполитике Юрий Шпаков уточнил: по сути, вместо трех появится одна вывеска — «администрация округа по Центральному, Железнодорожному, Заельцовскому районам». Висеть она, кстати, будет, скорее всего, на здании нынешней администрации Железнодорожного района, наиболее удобном в плане близости к метро и транспортной доступности.
Сэкономим, объединившись
С одной стороны — все просто. С другой — и депутаты аргументировали свои возражения — закон не предусматривает только административного или только территориального деления. Не случайно речь всегда идет об административно-территориальном устройстве.
— Район без администрации — это какое-то новое слово в теории и практике административно-территориального устройства. Я не сторонник создания округов, но уж если вы решили укрупнять, то давайте сделаем из 10 районов, условно говоря, четыре округа — это будет понятно: есть территория, соответствующая администрация, нормальная структура управления с экономией, оптимизацией и так далее. Зачем сохраняются районы, мне непонятно, — высказался заместитель председателя Законодательного собрания Владимир Карпов.
Владимир Знатков уточнил: все три района по-прежнему будут иметь — теперь единую — администрацию. А необходимость перемен в административном управлении продиктована в том числе изменившимися сегодня функциями и полномочиями.
— Сегодня районные администрации — это структурные подразделения муниципалитета, имеющие статус юридического лица, но не имеющие расчетных счетов. По Бюджетному кодексу, главные распорядители бюджетных средств — отраслевые департаменты и вся полнота финансовой ответственности закреплена за отраслями. Так что в функции администраций районов сегодня в большей мере контроль, оказание муниципальных услуг в электронном виде и широкая работа с населением. Как раз эту работу мы и хотим усилить, в том числе шагами по оптимизации. Сэкономим на управлении, а высвободившиеся средства направим на решение насущных задач, стоящих перед городом, — сказал Владимир Знатков.
Устранить перекос
Пытаясь остудить коллег, Юрий Шпаков напомнил депутатам, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и являются абсолютно самостоятельными в принятии своих решений. Тем более что данное решение уже предварительно согласовано на уровне председателей комиссий Совета депутатов города, так что сопротивление со стороны региональных депутатов может выглядеть как превышение полномочий с их стороны.
Точки над i расставил в своем аргументированном выступлении депутат Игорь Умербаев. Он напомнил, что в свое время районы Новосибирска образовывались в основном вокруг крупных градообразующих предприятий, а сейчас этот принцип во многом оказался разрушенным. Возник естественный перекос: в одном районе порой живет в два-три раза больше людей, чем в другом. Поэтому сегодня — самое время для объединения районов, уверен депутат.
Комитет принял положительное решение по вопросу о поправках в реестр должностей муниципальной службы Новосибирской области.
ФАКТ
Для сравнения: на территории Ленинского района Новосибирска сегодня проживают более 280 тысяч горожан, а на территории вместе взятых Центрального, Железнодорожного и Заельцовского районов — порядка 270 тысяч жителей.
СПРАВКА
В ходе административной реформы в Новосибирске планируют сократить десять процентов муниципальных служащих. Часть этих специалистов могут принять на работу в мэрию, если там окажутся вакансии, часть станет кадровым резервом для экономики города. Это будет кадровый резерв, за который не стыдно, ведь, по словам Владимира Знаткова, муниципальные специалисты имеют высокую квалификацию.