Когда раздастся звук сирен.
Система гражданской обороны, по мнению специалиста, формируется прежде всего в сознании граждан.
Сегодня Гражданская оборона России отмечает 80-ю годовщину. Именно с этого дня, 4 октября 1932 года, ведется ее история: тогда постановлением советского правительства была создана общесоюзная система местной противовоздушной обороны СССР, преобразованной спустя 29 лет в гражданскую. Многим со школьного детства памятны соответствующие маневры-учения: сидишь на уроке, как вдруг — вой сирен. Педагоги и дети мигом натягивают заранее припасенные респираторы (хотя бы условные — в виде шарфика или платочка). И бегом в подвал, спасаясь якобы от ядерной атаки.
Изменились времена, прошла холодная война. Но, разумеется, это не упразднило функции гражданской обороны как таковой. Вот только обороняться теперь мы вынуждены… От кого? Или от чего? В чем специфика современной системы ГО? Слово заместителю начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области Андрею ПУЗЫРЁВУ.
В расчете на войну и мир
— Конечно, сегодня мы отходим от тех стереотипов, которые сложились у нас в 60 — 80-е годы прошлого столетия, — говорит Андрей Валерьевич. — Да, тогда мы учились защищаться от оружия массового поражения, от химического и бактериологического оружия, от бомбовых ударов, которые вероятный противник мог нанести откуда угодно, в том числе с подводных кораблей и с воздуха. Теперь вопросы ГО перешли в компетенцию МЧС, и защищать население от угроз должны в первую очередь мы. Политика Министерства по чрезвычайным ситуациям — трансформировать все наши силы в одно универсальное целое, чтобы выполнять необходимые задачи как в мирное, так и в военное время. Сейчас идет реструктуризация министерства, разрабатывается единая система мер в расчете на любую ситуацию, независимо от вида угроз. Есть живой, относительно свежий пример из мировой практики, когда подобная система показала себя в действии. Это авария на атомной электростанции в Японии, по сути, та же ядерная война. И те формирования, которые в этой стране есть, выполняли свою задачу по устранению последствий стихии, используя современную технику и оборудование.
— А можете привести примеры, когда система ГО реально работала в Новосибирской области в чрезвычайных ситуациях?
— К счастью, у нас не происходило каких-то крупных катаклизмов, требующих развернуть всю систему гражданской обороны. Но ее отдельные элементы периодически приходится применять. Не так давно, например, на улице Крылова в Новосибирске возникла угроза обрушения крыши пятиэтажного здания общежития. Мы задействовали нашу систему, провели эвакуацию граждан, их последующее расселение, обеспечение всем необходимым. В 2002 году произошел взрыв дома на улице Степной, как многие помнят. Туда мы бросили силы спасательного центра, который дислоцируется в Коченёво, чтобы произвести разбор завалов, достать пострадавших, опять же их разместить, организовать питание. Последний случай произошел уже в этом году — утечка аммиака в Болотнинском районе. Тогда вспомнили и про средства индивидуальной защиты, про оцепление, про четкие слаженные действия всех структур, которые были задействованы в ликвидации последствий данной ситуации. Естественно, много было проведено противопаводковых мероприятий в разных точках области. Словом, система работает! Хотя, может, для населения и не столь заметно...
Танцуя от повседневности
— Гражданская оборона подразумевает действия не только тех или иных структур, в данном случае МЧС, но и в определенной степени активность самих граждан. Чему в свете современных угроз надо прежде всего учить население, о чем ему следует знать?
— К сожалению, люди с каждым годом все меньше заботятся о себе, становятся, несмотря на множество опасностей, все более беспечными. Если бы сегодня в сознании каждого человека сложилось представление о том, что такое опасность, у нас точно было бы меньше трагедий. Знать же в первую очередь следует элементарные вещи: например, дорогу надо переходить в положенных местах, не стоит зимой ходить вдоль зданий, где висят сосульки, опасно воровать электрические провода либо откручивать какие-то приборы и оборудование на железной дороге, что нередко случается. И так далее. Одна из главных наших задач — доводить до людей информацию: что и в каких чрезвычайных ситуациях надо делать. Но в первую очередь им надо усвоить простые вещи, правила безопасности в повседневной жизни.
Ситуация под контролем
— Насколько практикуются в наше время тренировки по гражданской обороне на предприятиях и в организациях?
— Как и прежде, задействован практически весь комплекс мер, предписанных федеральным законодательством по промышленной безопасности. На потенциально опасных объектах выполняют соответствующие требования. Во всех структурах есть специалисты, которые за это отвечают. Выборочно такие мероприятия проходят с участием представителей МЧС. Мы берем какое-либо учреждение либо предприятие, ведем с ним совместные действия, оказываем методическую помощь. В основном же предприятия и организации все необходимое делают сами.
— А если не делают или их действия заслуживают неудовлетворительной оценки?
— У нас есть Ростехнадзор, Главное управление МЧС России по Новосибирской области, то есть органы, которые наблюдают за этими объектами. И если кто-то что-то не выполняет, принимаются меры. Вступают в силу наши полномочия в сфере надзорных функций, Кодекс об административных правонарушениях. И речь идет уже о наказании рублем — через суд. Действует система штрафов, причем довольно больших — до 200 тысяч рублей. При этом дается предписание: к такому-то числу данное предприятие или данный орган исполнительной власти обязаны устранить недостатки. После чего вновь идет проверка с нашей стороны. Мы организовываем ее сами или совместно с органами прокуратуры, которые в любом случае ставим в известность.
Слушайте, вас оповещают!
— Андрей Валерьевич, давайте обратимся к системам оповещения о чрезвычайных ситуациях. Как вести себя гражданам, если раздастся звук сирен? Может, достаточно быть психологически готовым к таким вещам, не суетиться и помнить: ситуация под контролем, наши спасатели все равно придут и нас выручат?
— Безусловно, придем и выручим. Но! До того как это случится, вы должны постараться оказаться у любого источника информации — радио, телевизора, компьютера с подключенным Интернетом… Мы осуществляем радиоперехват и сообщаем, что произошло и что надо делать. Есть главы районов, муниципальных образований — мы до этих руководителей доводим информацию и контролируем, каким образом они предпринимают дальнейшие действия. Используем все доступные средства оповещения населения. Где нет сирен, там проезжают машины, оснащенные динамиками. К концу 2013 года планируем реализовать программу, которую утвердило правительство Новосибирской области, подписал губернатор. Имеется в виду речевое оповещение населения крупных городов, таких как Новосибирск, Бердск, Искитим, с помощью специальной аппаратуры (громкоговорителей). В этом случае будут слышны уже не звуки сирен, а именно голосовые сообщения.
— Когда произошло наводнение в Крымске, многие как раз грешили на систему оповещения. Мол, запущена она была посредством SMS, но это не помогло… Стоит ли уповать на подобные способы?
— Встречный вопрос: вы когда-нибудь пытались в Новый год позвонить кому-нибудь или отправить SMS-сообщение?
— А как же...
— И сколько времени уходит на то, чтобы дозвониться? А «эсэмэска» идет иногда по пять-шесть часов и более. Теперь представьте, что будет, если в нашем случае задействовать для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях всю систему сотовой связи. Сразу же будет перегруз, и связь «вырубится». Так что рассчитывать на нее действительно не стоит.
— В последнее время часто приходится слышать о системе ОКСИОН. Что она собой представляет?
— Это общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Специалисты МЧС выходят на связь с населением посредством электронного табло. Такая система установлена в Новосибирске на станциях метрополитена, на площади Ленина, в крупных магазинах. В дальнейшем она будет развиваться, охватывать более широкие территории.
Умнеть надо с детства
— Андрей Валерьевич, защищаться, например, от бомбового удара нас учили еще в школе. А как к гражданской обороне приобщается юное поколение в современном обществе?
— В каждой школе сегодня есть предмет ОБЖ. У нас на базе областного методического центра проводится обучение преподавателей — мы в полном объеме раскрываем то, что необходимо затем преподнести детям. Чтобы эти дети выросли, уже имея определенный багаж знаний и навыков. Чтобы население впредь становилось более грамотным и каждый мог сориентироваться в любой чрезвычайной ситуации. Как действовать при пожаре, землетрясении, наводнении, техногенной катастрофе? Мы всему этому учим людей, используя тематические видеофильмы, памятки, листовки, плакаты, методические пособия. И смотрим, как это все внедряется в школах. Другое дело, что не везде должным образом воспринимают эту информацию, отмахиваются — мол, мы и так умные, ничего с нами не случится. Вот такое отношение чаще всего приводит к трагедии. Так что, повторю, система гражданской обороны должна быть в первую очередь организована в нашем сознании.
ФАКТ
На территории области действует региональная автоматизированная система центрального оповещения о чрезвычайных ситуациях. Она была запущена в эксплуатацию в 1975 году, в данное время ведется ее модернизация, на что из областного бюджета выделено 102 миллиона рублей