Премьера впечатлил «набор идей»
Новосибирск стал конечным пунктом деловой поездки Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева по Сибири. Его рабочий день был насыщен не только встречами, но и ощущениями. Дмитрий Анатольевич испытал на себе и качество поездок некоторыми видами наземного и воздушного транспорта, и модели инновационных разработок подержал в руках. Свой первый визит в Новосибирск в должности Премьер-министра РФ Дмитрий Медведев посвятил двум темам: партнерству государства и науки и развитию транспортной отрасли.
В столицу Сибири Дмитрий Медведев прибыл по железной дороге, преодолев в общей сложности более 1700 км по Транссибу «на борту» литерного поезда. Маршрут спецсостава службам РЖД удалось мастерски вписать в регулярное расписание. Для железнодорожников это был своеобразный экзамен. Что касается автодорог, то здесь впечатление ничего не испортило. Главе российского Кабинета министров не пришлось стоять в пробке где-нибудь на улице Большевистской. Впрочем, и новосибирцам визит лица столь высокого ранга не доставил особенных хлопот. По Академгородку Дмитрий Медведев проехал лично за рулем автомобиля вместе с губернатором Новосибирской области Василием Юрченко.
Председатель Правительства РФ в рамках своего визита в Новосибирск посетил Институт ядерной физики имени Г.И. Будкера, а также Центр технологического обеспечения Технопарка новосибирского Академгородка, где провел заседание экспертного сообщества по вопросам развития предпринимательства при вузах и исследовательских центрах.
В Институте ядерной физики Дмитрию Медведеву продемонстрировали новую установку — лазер на свободных электронах. Генерируемое лазером терагерцовое излучение открывает новые возможности для работ в биологии и в области обеспечения безопасности. Дмитрию Анатольевичу были представлены инновационные предприятия «ИЯФ-плазма» и «ИЯФ-перспективные пучковые технологии», а также два мега-проекта: «Супер Чарм-тау фабрика» и «Национальный гелиофизический комплекс». Состоялось обсуждение работ, которые институт ведет в интересах ядерного оружейного комплекса России.
Теме Технопарка была посвящена личная беседа Дмитрия Медведева с губернатором. Председатель Правительства РФ искренне признался: в Новосибирск он ехал, не предвкушая ничего особенного и нового: в стране действует несколько технопарков, и не все из них успешны. То, что Премьер увидел в Академпарке, его впечатлило.
— Что больше всего понравилось, это набор идей, как организовать бизнес, — сказал Дмитрий Медведев. — Это реально интересно и очень сильно отличается от того, что у нас есть.
Тот факт, что в Технопарке могут принять заказ на реализацию любой идеи, причем не зависимо от объема — мелкая серия, более крупная или единичные изделия, как раз и отличает высокотехнологичную экономику, считает Премьер-министр. И этот компонент необходимо сохранить.
Василий Юрченко рассказал, в Технопарке работают две сотни резидентов. Объем продукции, выпущенной ими в 2011 году, в денежном выражении составляет более 10 млрд рублей.
Дыхание науки
Проект Технопарка новосибирского Академгородка, в который были вложены порядка 3,9 млрд бюджетных рублей, себя окупил. «Динамика колоссальная, с учетом того, что строительство здания Центра технологического обеспечения (в котором и проходила встреча с Премьером. — Ред.) было запущено в 2010 году», — подчеркнул губернатор.
За последние два года региональной власти пришлось здорово потрудиться, чтобы такой успешный сегодня продукт ее работы, как Технопарк, в принципе появился на свет. Начиная с отведения земель под строительство корпуса, прокладку коммуникаций, создание всех необходимых технических, инфраструктурных условий до наполнения эффективным содержанием. Не для галочки. Об этом вкратце рассказал Василий Юрченко. И, как он подчеркнул, самое важное в Технопарке то, что удалось подобрать коллектив людей, которые сами пришли в науку и в бизнес.
Неслучайно, что объект появился именно на территории Академгородка, хотя построить его можно было в любом другом месте. Значение имела и имеет местная особая среда. Дыхание науки, как удачно выразился глава региона. Что касается дальнейшей перспективы, то государство не намерено удерживать Технопарк в своих руках и с появлением инвестора готово разделить с ним 99 процентов акций, принадлежащих на сегодняшний день субъекту Федерации и составляющих нагрузку для бюджета.
Эврика с коммерческой жилкой
Тема коммерциализации научных разработок остро прозвучала на заседании экспертного сообщества по развитию предпринимательства при вузах и исследовательских центрах. По мнению Председателя Правительства РФ, самое сложное сейчас — сформировать со стороны государства режим наибольшего благоприятствования для инновационной деятельности.
— Речь должна идти о совершенствовании не только правового режима в целом, но и рамок налогового и таможенного регулирования и, конечно, о защите интеллектуальной собственности, — подчеркнул Премьер-министр. — Если говорить о защите интеллектуальной собственности, в целом наше регулирование отвечает современным международным трендам.
В атриуме Центра технологического обеспечения Технопарка звучали самые разные мнения, в том числе острые. Так, по мнению экспертов, Федеральный закон № 217, позволяющий создавать малые инновационные предприятия при бюджетных научных учреждениях и вузах для внедрения результатов исследований в производство, работает неэффективно. Он не позволяет НИИ получать реальные доходы от своей интеллектуальной собственности. Об этом заявил директор Технопарка новосибирского Академгородка Димитрий Верховод:
— Необходимо освободить государственные вузы и лаборатории НИИ от регулирования доходов, получаемых от коммерциализации интеллектуальной собственности. Имеются в виду продажа патентов, лицензий, товарных знаков, доходы от малых инновационных предприятий.
Все предложения, высказанные в ходе обсуждения, Дмитрий Медведев отмечал в электронном блокноте. Детали уточнял. Свои мысли по тому или иному поводу озвучил, резюмируя встречу в виде комментариев. Так, в ответ на выступление Дмитрия Верховода Председатель Правительства в том числе сказал, что не возражает против того, чтобы в очередной раз посмотреть на соответствие действительности целого ряда норм этого закона и постановлений Правительства.
На заседании было предложено включить новосибирский Технопарк в партнерскую сеть фонда «Сколково». Еще одно предложение: чтобы инновационные проекты уровня, например, до 30 млн рублей проходили экспертизу на месте, что очень важно для инновационных стартапов: это помогает экономить время и дает возможность в любой момент получить необходимую консультацию. Дмитрий Медведев согласился: при наличии такого Технопарка в Новосибирске это вполне реально.
Про академиков и служебные квартиры
Кардинально предлагала решить проблемы в области науки председатель Совета молодых ученых РАН кандидат биологических наук Вера Мысина:
— Во-первых, необходимо сократить руководство Академии наук, — отметила Вера Мысина, — а во-вторых, исключить из структуры управления РАН отделения по направлениям наук. Мы считаем их лишним промежуточным звеном между институтами и президиумом Академии. Если его убрать, то вырабатывать решения по всем проблемам можно будет гораздо эффективней.
Дмитрий Анатольевич критику поддержал. По его мнению, изменения в Академии наук, безусловно, назрели.
— Что точно необходимо делать — это менять систему управления и в значительно большей степени допускать молодежь к принятию решений, — отметил Дмитрий Анатольевич и особо подчеркнул: — Эта задача не столько государственная, сколько самой Академии наук.
Вера Мысина снова подняла тему жилья для молодых ученых. Оказалось, что среди регионов России только в Сибири дело сдвинулось с мертвой точки. Приобретено 259 квартир. Но возникает проблема: должно ли такое жилье быть служебным?
— При всем уважении к молодежи, мне кажется, что человек должен доказать свою кредитоспособность и что-то сделать для своей страны, прежде чем эта страна ему подарит квартиру, — сказал Премьер-министр. — Поэтому конструкция перехода из служебного жилья в право собственности посредством приватизации через какое-то количество лет мне кажется абсолютно справедливой.
Год 2012-й — не самый трудный
В Доме ученых лидер «Единой России» встретился с региональным активом партии. Юрий Бугаков, региональный координатор партийного проекта «Развитие агропромышленного комплекса», председатель ЗАО «Племзавод «Верх-Ирмень», рассказал о том, что сегодня беспокоит крестьянство. И в первую очередь — сушь.
Премьер-министр согласился, что для сельского хозяйства год выдался тяжелый. Но он напомнил, что 2010-й год был еще сложнее. Тогда страна прошла «по краю», но себя Россия зерном обеспечила.
— Если мы сможем взять хотя бы часть урожая из того, что получилось, это уже какая-то добавка для регионального баланса зерна и других видов растениеводческой продукции. Поэтому сделаем все, что необходимо, — сообщил Дмитрий Медведев. — Когда это потребуется, примем решение и о зерновых интервенциях, и о других мерах поддержки конкретных хозяйств. Опыт у нас уже есть. Не сомневайтесь, все будет нормально. Конечно, будем помогать, и вы держитесь.
Дмитрий Медведев ответил и на организационные вопросы, касающиеся отчетных и избирательных кампаний. «Партия, — подчеркнул лидер «Единой России», — находится в режиме реформ, да это и хорошо, это означает, что у нас есть перспективы. Главное, чтобы вы отстаивали интересы наших людей и занимали активную позицию по любым вопросам, которые вам задают и которые относятся к вашей компетенции и по работе, и просто по сердцу».
К чему стремиться?
Визит Дмитрия Медведева завершился совещанием по развитию региональных пассажирских авиаперевозок.
Совершенно четко стоит осознавать: сегодня даже близко подойти к тому уровню развития региональных авиаперевозок, что был в СССР, уже невозможно. С тех пор очень многое изменилось. Развивается железная дорога, и ее наличие практически сразу «вычеркивает» населенный пункт из региональной маршрутной авиасети. Стало существенно больше автомобилей. Наконец, за последние 20 лет с 1 300 до 315 сократилось количество аэропортов на территории Российской Федерации. С 2003 года практически на одной отметке — 4 — 4,5 миллиона пассажиров в год — застыл объем региональных авиаперевозок (в 2011 году он составил около 15 процентов от общего количества перевезенных пассажиров на внутрироссийских линиях). И все-таки руководство страны не откажется от региональной авиации по одной простой причине — это в большей степени социальная миссия.
— Региональные перевозки по своей природе носят социальный характер, — отметил Дмитрий Медведев. — От их уровня зависят мобильность населения, развитие рынка труда, жизнь и здоровье населения, ведь зачастую региональные перевозки направлены на спасение людей. Сможет ли врач вовремя добраться, оказать помощь — вот в чем нередко цена того или иного регионального маршрута.
Сегодня государство ежегодно инвестирует в специальные программы по развитию региональной сети авиаперевозок около 5,5 миллиарда рублей, которые идут на сохранение и развитие аэропортов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и на субсидируование лизинга воздушных судов в размере от 15 до 30 процентов от стоимости самолета. Суммы, по признанию самого Медведева, не выдающиеся, государство готово платить больше в случае, если будет понимание, куда и как двигаться.
Из 30 субъектов, попадающих под действие федеральной программы по субсидированию межрегиональных воздушных перевозок, ею воспользовались пока только шесть регионов. Понятно, что идет только первый год реализации, но, по мнению Дмитрия Медведева, работу необходимо активизировать.
— Если эта программа «мертвая», — сказал Премьер-министр, — давайте ее закроем, будем резервировать федеральные средства на другие цели. А если она полезная, то тогда возникает вопрос: почему другие субъекты Федерации этим не занимаются?
Руководители регионов обещали подумать и начать действовать.
ФАКТ
В Технопарке работают две сотни резидентов. Объем продукции, выпущенной ими в 2011 году, в денежном выражении составляет более 10 млрд рублей.