USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Магия цвета

Раиса БОРОВИКОВА, искусствовед
Лира Цуканова. Фото предоставлено ГЦИИ
Лира Цуканова. Фото предоставлено ГЦИИ

Лира Цуканова, персональную выставку которой недавно увидели новосибирцы, принадлежит к числу немногих, сумевших в наше сумбурное и суетное время устоять перед соблазнами коммерциализации, не увлечься эфемерными целями. Вопреки доминирующему сегодня в изобразительном искусстве интересу к авангардным приемам, она, органически не приемля конъюнктурного подхода, стабильно работает в традициях русской реалистической живописной школы. При этом традиции эти для нее в первую очередь воплощены в обостренном чувстве цвета, причем цвета активного, в приверженности к праздничным интенсивным тонам.

Цвет — ядро и душа живописи Цукановой и наиболее сильная сторона ее таланта. Эмоциональная напряженность колористического решения, концентрация и сгущение эмоций являются фирменным знаком, отличительным признаком языка мастера. Благодаря интенсивности, остроте, драматизму столкновений активных звонких пятен ее холсты привносят в обыденное существование элементы открытой эмоциональности, их мощный выброс, мажорный настрой, силу и энергию.

Красочная сторона реального мира в ее холстах доминирует и составляет их основу. Красные, синие, зеленые, желтые цветовые пятна, таинственно мерцая и переливаясь, то появляясь, то исчезая, составляют ткань холста, заставляя наш глаз снова и снова путешествовать по его поверхности, наслаждаясь переходами и переплетениями цветовых мазков, их отталкиванием и взаимным притяжением, бесконечным перетеканием и движением в пространстве картины.

Её работы многослойны и глубоки по содержанию, благодаря этому они вызывают интерес у людей разного уровня. Неискушенных зрителей привлекают сюжеты и темы, которые на первый взгляд являются привычными и обыденными. Но изюминка здесь кроется в том, что написанные с огромной любовью и восхищением, прочувствованные свежо и неординарно, холсты эти позволяют зрителю увидеть окружающий мир в ином ракурсе, как бы заглянуть за внешнюю оболочку мира и увидеть его изнутри. Знатоков и профессионалов привлекает и завораживает такая особенность живописной манеры автора, как прихотливая лепка изображения крупным мазком, движениями кисти, что создает ощущение материальности изображенного на холсте, его подвижности и изменчивости: у нас возникает впечатление, что изменения происходят прямо сейчас, на наших глазах. При этом для каждого холста и мотива автор находит свой характер и свой вариант мазка. Длинные и короткие, извилистые и змеевидные, широкие и мощные, они составляют пульсирующую поверхность холста, которая благодаря такой манере обретает самоценное существование, передавая динамику токов жизни. А главное — в этих холстах всегда есть движение, вибрация души художника, трепетно откликающегося на то, что видит глаз.

Фотографии статьи
«К вечерне», 2002 г. Фото предоставлено ГЦИИ
«Снег выпал», 2005 г. Фото предоставлено ГЦИИ
«Балерина», 2005 г. Фото предоставлено ГЦИИ