Магия цвета
Лира Цуканова, персональную выставку которой недавно увидели новосибирцы, принадлежит к числу немногих, сумевших в наше сумбурное и суетное время устоять перед соблазнами коммерциализации, не увлечься эфемерными целями. Вопреки доминирующему сегодня в изобразительном искусстве интересу к авангардным приемам, она, органически не приемля конъюнктурного подхода, стабильно работает в традициях русской реалистической живописной школы. При этом традиции эти для нее в первую очередь воплощены в обостренном чувстве цвета, причем цвета активного, в приверженности к праздничным интенсивным тонам.
Цвет — ядро и душа живописи Цукановой и наиболее сильная сторона ее таланта. Эмоциональная напряженность колористического решения, концентрация и сгущение эмоций являются фирменным знаком, отличительным признаком языка мастера. Благодаря интенсивности, остроте, драматизму столкновений активных звонких пятен ее холсты привносят в обыденное существование элементы открытой эмоциональности, их мощный выброс, мажорный настрой, силу и энергию.
Красочная сторона реального мира в ее холстах доминирует и составляет их основу. Красные, синие, зеленые, желтые цветовые пятна, таинственно мерцая и переливаясь, то появляясь, то исчезая, составляют ткань холста, заставляя наш глаз снова и снова путешествовать по его поверхности, наслаждаясь переходами и переплетениями цветовых мазков, их отталкиванием и взаимным притяжением, бесконечным перетеканием и движением в пространстве картины.
Её работы многослойны и глубоки по содержанию, благодаря этому они вызывают интерес у людей разного уровня. Неискушенных зрителей привлекают сюжеты и темы, которые на первый взгляд являются привычными и обыденными. Но изюминка здесь кроется в том, что написанные с огромной любовью и восхищением, прочувствованные свежо и неординарно, холсты эти позволяют зрителю увидеть окружающий мир в ином ракурсе, как бы заглянуть за внешнюю оболочку мира и увидеть его изнутри. Знатоков и профессионалов привлекает и завораживает такая особенность живописной манеры автора, как прихотливая лепка изображения крупным мазком, движениями кисти, что создает ощущение материальности изображенного на холсте, его подвижности и изменчивости: у нас возникает впечатление, что изменения происходят прямо сейчас, на наших глазах. При этом для каждого холста и мотива автор находит свой характер и свой вариант мазка. Длинные и короткие, извилистые и змеевидные, широкие и мощные, они составляют пульсирующую поверхность холста, которая благодаря такой манере обретает самоценное существование, передавая динамику токов жизни. А главное — в этих холстах всегда есть движение, вибрация души художника, трепетно откликающегося на то, что видит глаз.