«Режим Путина» довёл общество до свободы волеизъявления
В студию на этот раз прибыли Евгений Примаков, Валерий Гергиев, Леонид Рошаль, другие известные люди. Они задавали вопросы и вступали в дискуссию с Владимиром Путиным.
Всего премьеру пришло 1, 882 миллиона вопросов, на более чем 90 он успел ответить за 4 часа 32 минуты.
«Абсолютно нормальные» протесты
Путин, отвечая на вопросы россиян в прямом эфире, заявил, что Россия не позволит втянуть себя в схемы дестабилизации общества. Он отметил, что власть далеко не всегда правильно себя ведет и отвечает на вызовы времени, и сказал, что считает законные акции протеста «абсолютно нормальными».
— Там (на митинге протеста. — Прим. ред.) были разные люди, и я радовался тому, что увидел свежие, интеллигентные, здоровые, энергичные лица людей, которые активно высказывают свою позицию. Еще раз могу повторить, что, если это результат «путинского режима», меня это радует, радует, что появляются такие люди.
Говоря о роли общественности в борьбе с «забронзовевшими» чиновниками Председатель Правительства заметил:
— Знаете, когда шарик надувается, его распирает, распирает, берешь так иголочку — тук, бум, и нет шарика. Поэтому у общественности всегда есть эта «иголочка», которой она может воспользоваться.
Атаки на выборы
— Для меня, например, ясно, что атаки… на выборы, которые состоялись, имеют второстепенный характер. Главная цель — это выборы президента. И вот, чтобы минимизировать возможность указывать на то, что эти выборы или будущие будут нечестными, чтобы выбить почву из-под тех, кто хочет делегитимизировать власть в стране, у меня есть предложение.
Я предлагаю и прошу Центральную избирательную комиссию установить веб-камеры на всех избирательных участках страны, их у нас 90 с лишним тысяч… Оппозиция должна получить возможность контролировать все, что происходит на избирательных участках, в полном объеме.
Комментируя надпись (речь идет об избирательном бюллетене с нецензурной надписью, фото которого было опубликовано в журнале «КоммерсантЪ Власть». — Прим. ред.), Путин пояснил:
— …в таком отношении нет ничего нового. Я помню, в начале 2000 годов, когда у нас активно шла борьба с терроризмом на Северном Кавказе, я чего только про себя не слышал и чего только не видел. Особенно, конечно, наши западные партнеры старались. Каких только карикатур страшных не посмотрел. Но я и тогда был уверен, что я действую правильно, и сейчас я не сомневаюсь в том, что действую верно.
Что касается этой надписи... Насколько я понимаю, надпись на бюллетене была сделана в Лондоне, где люди пришли голосовать в посольство. Но мы знаем, кто в Лондоне собрался и почему они не возвращаются в Россию.
И их пожелание «послать меня подальше» связано с тем, что они сами хотят сюда вернуться, и пока я здесь сижу, им вернуться нельзя — это я все прекрасно понимаю. Поэтому я на них не в обиде, зла не держу. Более того, я же призывал всех граждан России прийти и проголосовать, и они пришли, послушались. И я их за это похвалил.
В высшей степени демократическая среда
Признав, что времени для интернета у него нет, Владимир Путин категорически отрицает возможность его ограничения:
— Эта среда очень свободная, в высшей степени демократическая. Если власти или кому-то еще не нравится, что происходит в интернете, есть только один способ противостоять: на той же площадке предлагать другие варианты и подходы решения проблем, которые в интернете обсуждаются, и делать это более креативно, интересно, собирать большее количество сторонников. К сожалению, зачастую интернет используется и в криминальных целях. И здесь правоохранительные органы должны внимательно следить: я имею ввиду и педофилию, и другие проблемы. Волнует меня и низкий уровень культуры общения в Сети. …я очень надеюсь, что с ростом общей культуры, ситуация в интернете будет тоже меняться.
Стабильность — это не топтание на месте
— Многое предстоит сделать для укрепления системы, придания ей стабильности. Стабильность — это не топтание на месте, а поступательное развитие. Это было обеспечено в предыдущие годы. Это нужно обеспечить и в будущем.
Задача укрепления государства полностью пока не решена, считает премьер.
— Да, самое необходимое сделано: подавлен сепаратизм, терроризм. Но, посмотрите, что еще на Кавказе происходит, как люди там еще страдают от всех этих явлений. Стоит только отпустить немножко, и тогда многие поймут, что такое «трудности сегодняшнего дня», когда нужно будет идти не на площадь, а под пули и бороться с террористами. Когда нужно будет думать не о том, насколько повысили пенсию или заработную плату, а о том, что делать с растущей безработицей — такой, как в Штатах, например, или в некоторых странах Западной Европы, и что нам делать с пенсионной системой. Когда не о повышении пенсии нужно будет думать, а дискутировать по поводу того, насколько поднять пенсионный возраст.
— … Нужны глубинные преобразования, чтобы страна была устойчивой и чтобы законы ее развития были необратимыми, чтобы она вышла на совершенно новые рубежи. Можем мы это сделать или нет? Конечно, можем. Это и будет моей сверхзадачей, если граждане доверят мне эту работу.
Способ приведения губернаторов к власти
— …В начале 2000 годов… у нас полыхала гражданская война на Кавказе. Многие губернаторы приходили к власти путем якобы прямых выборов, но опирались при этом на местные полукриминальные элиты и, что было особенно опасно, сосредоточили в своих руках большую экономическую власть, да еще сидели в Совете Федерации и имели неприкосновенность как депутаты парламента.
Тогда Путин и принял решение о действующей ныне схеме утверждения губернаторов, оно было «продиктовано желанием страну сохранить и собрать вместе и не допустить раскачивания».
Теперь «нужно сделать следующий шаг в развитии нашей политической системы. Я думал над этим и считаю нужным сохранить этот фильтр на уровне президента, чтобы отсекать приход во власть людей, которые будут опираться на какие-то полукриминальные или сепаратистские силы, в том числе и в национальных республиках».
— И, конечно, за президентом нужно будет оставить негативный контроль, то есть право отстранения от должности в случае совершения каких-то действий, связанных с осуществлением властных полномочий губернатором.
Мышление времён «холодной войны»
Отвечая на вопрос о том, что мешает сотрудничеству Европы и России, премьер сказал:
— Во-первых, есть чисто технологические причины. Один из наших императоров в свое время, давая наставление своему сыну, говорил: «Нашей огромности все боятся». Так оно и есть, и до сих пор это так. Во-вторых, ведущая страна западного мира — США — с подозрением относится к нашему ракетно-ядерному потенциалу, и думаю, что совершает огромную ошибку, полагая, что сначала нужно изъять этот ядерный потенциал, а потом рассматривать нас как возможного союзника. Это мышление еще в рамках «холодной войны». И это не дает Европе работать с нами как реально с потенциальным союзником. Но интеграция на европейском пространстве востребована самой жизнью. …Именно поэтому мы ставим вопрос о создании Евразийского союза.
Чтобы людям никуда уезжать не хотелось
Комментируя сакраментальный тезис: «Хватит кормить Кавказ», Председатель Правительства РФ подчеркнул:
— Нам нужно развивать производство, экономику, социальную сферу таким образом на Кавказе, чтобы оттуда людям никуда и уезжать не хотелось, чтобы они могли реализовывать себя и свои потребности, а для этого, безусловно, если мы хотим сохранить единство нашего государства, нужно вкладывать деньги туда.
По мнению Путина, «проблема состоит в том, что в крупных городах появляется все больше выходцев из Кавказа, но далеко не все они вписываются в ту культурную среду, в которую попадают. Надо сказать, что люди часто приезжают сами неподготовленные. Ни образовательного нет уровня, ни профессиональной подготовки. Они просто ищут лучшую долю, ищут возможность трудоустроиться». Выход из этой ситуации таков: «… нужно развивать производительные силы, создавать новые рабочие места на Северном Кавказе»
А вот о создании министерства по делам национальностей премьер обещал подумать.
ДОСЛОВНО
— Да, страна наша еще больна, но от постели больной матери не уезжают. Могу сказать определенно, если я… поддержки не буду чувствовать (а есть она или нет, это в демократическом обществе определяется не на сайтах и не на площадях, а только по результатам голосования), я ни одного дня не останусь в своем рабочем кабинете.
ЦИФРА
В адрес прямой линии Председателя Правительства РФ Владимира Путина поступило 1, 882 млн вопросов россиян.