Планирует власть, решают граждане
Амбиции диктуют изменения
— Василий Алексеевич, как вы оцениваете развитие области в 2011 году? Всё ли из запланированного удалось сделать?
— Думаю, любой нормальный человек не будет полностью удовлетворён теми результатами, которых он достиг вместе со своими коллегами. Текущий год непростой, были поставлены очень напряженные задачи, амбициозные планы, но сегодня область развивается высокими темпами, в плановых параметрах. Главная задача на 2011 год — увеличение объёма инвестиций со 105 миллиардов рублей в 2010 году до 125 миллиардов, как минимум. Думаю, по итогам 2011 года мы выйдем на запланированный годовой показатель. Инвестиции — это основа для новых проектов в экономике и социальной сфере, это новые рабочие места. При этом доходы бюджета выполняются с плюсом 15 процентов к уровню прошлого года. Довольны ли мы этими темпами? Нет, не довольны. Я точно не доволен. При имеющихся кадровых ресурсах и задачах, которые стоят по изменению в социальной сфере, необходим больший налоговый потенциал, большие объёмы экономики. Поэтому увеличение объёма инвестиций будет приоритетной задачей ещё многие годы. Планы мы всегда будем ставить напряжённые. Так что на ваш вопрос у меня возникает двойственное чувство — с серьёзными задачами область справляется и это даёт определённое удовлетворение. Но с учётом того, что у нас есть ещё большие амбиции, оно не может быть полным.
— В этой связи — постановки новых серьёзных задач для региона — возникла необходимость изменения структуры правительства и назначения первым заместителем губернатора Леонида Горнина?
— Структура нашего регионального правительства по сравнению с другими субъектами Российской Федерации очень скромная. Я считаю, что его сильно раздувать и не надо — это в том числе держит в тонусе работу госслужащих. Но та структура, которая была раньше, имела некоторые серьёзные ограничения, потому что режим работы у ряда членов правительства был настолько напряжённым, что им физически не хватало времени. В результате могли пострадать скорость и качество принятия решений. Чтобы выстраивать ещё более высокопрофессиональную, эффективную работу правительства, налаживать широкий диалог с гражданами, с бизнес-сообществом, я принял решение дополнительно ввести должность первого заместителя губернатора. Он будет курировать реальный сектор экономики, социальную сферу.
Не «жарьте» на одном боку
— Вы проводите много встреч с журналистами. С нашей редакцией это уже вторая ваша встреча. В таком формате общения вы только отвечаете на вопросы или вас тоже что-то интересует в работе СМИ? Может быть, у вас есть желание у нас что-то выяснить, уточнить?
— Конечно, есть вопросы. Неужели я вам, журналистам одной из ведущих, авторитетных газет с именем, их не задавал? На ваш профессиональный взгляд, почему очень многие журналисты работают исключительно на стезе негатива? Что движет журналистами, которые пишут только на «жареные» темы? Ведь однобокость взглядов ущербна для специалиста из любой сферы.
— Наверное, личные качества каждого человека влияют на его подходы и взгляды в работе. Просто многие из журналистов сами по себе люди чрезвычайно азартные — увлекаются и получают сильные эмоции, даже определённый драйв от работы именно в этом ключе.
— Драйв? От потока негатива? Тогда я чего-то в жизни не понимаю. В моём представлении СМИ — это один из основных, серьёзнейших источников получения информации о событиях в регионе, стране, мире, о какой-то проблеме, об экономике и тех решениях, которые принимаются на разных уровнях. Любое СМИ должно вести, конечно, не пропагандистскую, но по крайней мере объективно информационную деятельность. Я постоянно просматриваю многие издания, в том числе интернет-ресурсы, работающие в нашей области. «Советскую Сибирь» — ежедневно. Уверен, что можно найти массу интереснейших сюжетов, достойных героев для своих публикаций.
— В СМИ традиционно обостряется перед выборами критика. По вашему мнению, сегодня люди научились отличать критику конструктивную от той, стрелы которой направлены в определённом заданном направлении?
— Я уверен, что люди всегда умели различать объективную критику, и без неё, конечно, нельзя. А что касается популизма, направленного на сиюминутные цели, я бы мягко сказал, что это непродуктивно для стратегических целей, базовых человеческих ценностей.
Как платформу построишь, так на ней и устоишь
— Нередко приходится слышать от некоторых новосибирцев, что они не интересуются политической ситуацией в стране. При этом у нас сегодня достаточно много молодых людей активно, даже с какой-то определённой хорошей агрессией, участвуют в общественно-политической жизни. Как вы думаете, это повлияет на молодёжный электорат, чтобы молодые люди пришли на выборы? И как бы вы аргументировали — почему на выборы надо идти?
— Не соглашусь с вами насчёт агрессии. Я вижу в современных молодых людях скорее хорошие амбиции и то, что молодёжь стала активно формировать эти амбиции — очень хорошо, это нам пригодится в развитии региона.
— Агрессия здесь имеется в виду именно в положительном ключе, как некий мощный созидательный импульс…
— Нет, агрессия и амбиции — это всё же совершенно разные вещи. Вообще, плохой молодёжи не бывает. Не идёт на выборы — значит молодым людям не объяснили, что выбирая, мы создаём собственное будущее, а будущее — это молодёжь, на благо которой направлены все сегодняшние решения. И молодёжь должна помочь создать твёрдую платформу для этого будущего.
— Вы согласны с тем, что патриотическое воспитание — это не процесс, а то, что должно впитываться из среды, из общения со старшим поколением?
— У меня на этот счёт есть один очень показательный житейский пример. Когда в начале 90-х я впервые попал за границу, в Германию, сразу почувствовал, насколько там уважительно относятся к окружающему миру. Там выкинул окурок из окна машины — и свидетели этого происшествия тут же позвонят в соответствующие органы, где скорее поверят заметившему безобразие, а не тому, кто, возможно, будет оправдываться в том, что его не совершал. Они и не позволяют себе делать подобное, и это тоже воспитание патриотизма. А вообще я считаю, что многое в вопросе патриотизма зависит от родителей, от семьи. Своим детям во всём, даже в бытовых мелочах, я всегда показывал нормальный личный пример, учил любить и уважать свою малую Родину, свою страну, свою историю, бережно относиться к окружающей среде.
Экономим самый дорогой ресурс
— Началась осенняя сессия Заксобрания области. По вашему мнению, каким должно быть в идеале взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти в регионе? Насколько эффективно, по вашей оценке, выстроено это сотрудничество в Новосибирской области?
— Взаимоотношения между законодательной и исполнительной ветвями власти должны быть конструктивные — лучшего определения и не придумаешь. Ведь эти власти не случайно разведены. Если не будет конструктивного диалога, даже спора, не будет и эффективного результата. Так быть не должно. Должна быть профессиональная мотивация законодательной власти сделать закон лучше вместе с исполнительной властью. И полноценно действовать друг без друга они не могут. Нужна здоровая платформа для споров, обсуждений, выработки решений, чтобы ветви власти друг друга слышали, вырабатывали нужные людям решения. К примеру, сегодня долгосрочные целевые программы разрабатываются и утверждаются региональным правительством и согласовываются с Законодательным собранием. Мы привлекаем депутатов в период разработки долгосрочных программ, а также учитываем высказанные ими замечания. Вместе нам удаётся принимать нужные области решения, экономя самый дорогой невозобновляемый ресурс — время.
— Совсем недолго осталось до ввода Северного обхода. Этот знаковый объект сдаётся раньше изначально намеченных сроков…
— Через неделю Северный обход будет полностью технически готов и может быть запущен в техническую эксплуатацию. Вообще, он должен был быть запущен только в 2013 году, а реально мы вводим его на два года раньше — в 2011 году. Это было поручение премьер-министра страны и министра транспорта, и мы это сделали, несмотря на определённые риски.
Баскетбол научит всему
— Василий Алексеевич, вас довольно часто можно увидеть на спектаклях в оперном и других театрах, на концертах. Вы отдыхаете душой, воспринимая искусство?
— Ну, тут вы мне даёте большой аванс — часто бывать на спектаклях на самом деле у меня не получается. Считаю, что бываю в театре редко. Но когда попадаю, конечно, отдыхаю. Приятно смотреть, особенно новые постановки, интересные концерты.
— А сами занимались когда-нибудь художественным творчеством или спортом? Какой вид спорта вам особенно по душе?
— Занимался авиамоделированием. Когда родители хотели отдать меня учиться играть на баяне, как старшую сестру, она мне посоветовала: «Лучше займись чем-то другим». И я пошел играть в баскетбол, с третьего класса учился в детско-юношеской спортивной школе. Помню, тогда мой тренер Владимир Иванович говорил нам: «Научитесь играть в баскетбол — сможете играть и в волейбол, и в футбол, и во многие другие игры». Это действительно так, потому что это очень динамичный вид спорта, он хорошо развивает реакцию и многие другие нужные спортсменам качества. Так оно и случилось, потом я и в волейбол играл за команду в школе. Сейчас, когда есть время, я всегда хожу на хоккей с шайбой, баскетбол, волейбол, футбол, радуюсь успехам наших спортивных команд.
Первый шаг — благоустройство
— Вы стали достаточно резко критиковать градостроительную политику Новосибирска — по точечной застройке, по площади Маркса, по речному вокзалу. Как вы считаете, каким должно быть лицо областного центра?
— К счастью, сегодня ушла та эпоха, когда в Новосибирске, особенно в конце девяностых — начале двухтысячных, старались буквально выжать из каждого, даже самого небольшого незанятого участка городской земли максимум прибыли. В результате точечная застройка основательно подпортила вид города. Сегодня всё иначе, мэр внёс серьёзные изменения в градостроительную политику. Не всё пока реализуется, но некоторых строек, которые могли бы появиться, не будет. К их числу, например, относится застройка Первомайского сквера. Там будут убраны временные сооружения. Не начнётся возведение капитального сооружения на углу улиц Горького и Советской. Этого не будет, гарантирую.
— Сейчас популярны две диаметрально противоположные точки зрения: одна — село спивается, другая — возрождение России начнётся с глубинки. Лично я не уверена, что деревня спивается, потому что мы сами много ездим по всей области и видим иную картину. Не так давно в Усть-Тарке мы с вами вместе работали — вы открывали игры муниципальных образований, мы их освещали. Когда выходит мощный поток спортсменов и они ставят рекорды, негативные мысли о селе сами собой отпадают. Интересно было бы узнать, как вы оцениваете перспективы сельской жизни?
— И в селе, и в городе есть негативные социальные явления. Так что с мнением о том, что деревня спивается, я принципиально не согласен. Да, есть проблемы, но многие люди хотят работать и изменить отношение к сельской территории. Я много езжу по области и часто встречаю таких людей. Вот почему мы сегодня разрабатываем сложнейшую программу комплексного развития сельских территорий. Изначально мы задумывали создать её за несколько месяцев, но на самом деле сделаем это не так быстро, потому что на проработку каждого масштабного блока программы уходит много времени. Чтобы программа действительно была комплексной и затрагивала все аспекты — и экономику, и социальную сферу, и воспитание, и культуру, нужно больше времени. Эту работу ведут все министерства регионального правительства. Чтобы изменить мнение о деревне, самое главное — кардинально улучшить среду проживания. Поэтому в 2011 году мы впервые выделили деньги для благоустройства именно сельских муниципалитетов. В результате во многих населённых пунктах области были отремонтированы улицы, обустроены парки и скверы, отремонтированы детские площадки. На следующий год субсидии будут ещё больше. Важно, чтобы районы делали на своих территориях то, что посчитали нужным местные власти и жители, а не то, что им подсказало бы региональное правительство. Так что, каким будет село, во многом зависит от самих его жителей.
Со своей стороны я приложу все усилия, чтобы изменить в лучшую сторону облик малых городов и сёл.
ДОСЛОВНО
Василий ЮРЧЕНКО:
— Будущее — это молодёжь, на благо которой направлены все сегодняшние решения. И молодёжь должна помочь создать твёрдую платформу для этого будущего.