USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Осень — пора подведения итогов

Нина ЕГОРОВА
Главным объектом называют в шутку свою столовую механизаторы «Кулунды». Фото Нины ЕГОРОВОЙ
Главным объектом называют в шутку свою столовую механизаторы «Кулунды». Фото Нины ЕГОРОВОЙ

Своих на биржу не сдают
У общества «Кулунда» Кочковского района почти вся земля арендованная. В обработке сейчас восемь тысяч гектаров пашни. Есть в пользовании и долевые участки небольшого села Ермаки, где располагается производственная база «Кулунды» — крепкая инфраструктура растениеводческого предприятия.

Кочковский район по праву считается житницей нашей области. Но не везде здесь природно-климатические условия одинаковы. Кулундинцы оказались в зоне, подверженной засухе. Однако правильно выбранная система земледелия, мастерство и трудолюбие хлеборобов вознаграждают стабильными урожаями. Это дает возможность ежегодно прирастать в объемах, обновлять технику. И все же в такие засушливые сезоны, как нынешний, выживать здесь непросто.

Тем не менее у «Кулунды» репутация надежного работодателя и землепользователя. Зарплату здесь всегда выдают вовремя, она одна из самых высоких в районе. На территории РТМ хорошая столовая, где рабочих кормят бесплатно. Но растениеводство — сезонная отрасль. К чести «Кулунды» здесь не практикуют отпуск без содержания. В несезон механизаторам хозяйство выплачивает по 6,5 тысячи рублей в месяц. В центре занятости населения Кочковского района даже отметили, что этот работодатель не злоупотребляет возможностью «сбросить» зимой своих людей на биржу.

Находясь полгода практически на отдыхе, кулундинцы имеют возможность заниматься подсобным хозяйством. Недостатка в кормах для животных не испытывают: своим работникам предприятие продает их по себестоимости. Причем не только зерно, но и сено, которое «Кулунда» также производит. По договору обеспечивает им ООО «Ермаковское» (чисто животноводческое предприятие, расположенное в этой же деревне) и свой коллектив. На дешевых кормах частное подворье, несомненно, приносит ермаковцам хороший доход.

Третий тоже нехорош?
Не обижает «Кулунда» и дольщиков. Скажем больше, столь щедрых землепользователей в области, пожалуй, немного: на одну долю (15,5 гектара) здесь выдают тонну восемьсот килограммов пшеницы, два центнера овса, сорок центнеров сена, а также компенсирует ставку земельного налога! Сверх арендной платы им, как и своим рабочим, по возможности продают корма по себестоимости. Зерна и сена у ермаковских дольщиков (особенно у семей, владеющих несколькими участками) столько, что некоторые даже продают их. Разумеется, с наценкой.

Вообще-то, четыре года назад ермаковцы со своими землями сами попросились в «Кулунду». До этого у них уже не сложились отношения с двумя арендаторами: сначала с совхозом «Ермаковским», потом с Сибирским аграрным холдингом. Рядом были поля кулундинцев — обратились к ним. Но сейчас у нескольких дольщиков и с ними отношения осложнились.

— Проблема развернулась на пустом месте, — говорит генеральный директор «Кулунды» Андрей Маковецкий. — Вот почему ему сено первому привезли, а не мне? Или: ему хорошее, а мне плохое. То не там свалили стог, надо было ближе к сараю. То почему срочно заставляете забирать зерно, мне его хранить негде.

Между тем по договору доставка сена вообще не входила в обязанности арендатора, но дольщикам его подвозили прямо ко двору. Хранить зерно у себя тоже хозяйство не обязано. Вот с сеном нынче действительно беда. Прежде всего его очень мало. Зимой не было снега, весной из-за холодов трава не поднялась, летом засуха ударила. На местных сенокосах в этом сезоне нет даже отавы.

— Понимают ведь, что нет сена, как и у многих, но нервы директору треплют, — поддерживают Маковецкого одни.

— Перегребков до семидесяти процентов в сене, — возмущаются другие. — Они с «Ермаковским» заключили договор на поставку пяти тысяч центнеров сена. Получили предоплату, а урожай маленький, вот теперь и крутятся.

— Да при таком низком травостое почти все сено выглядит как перегребки, — уверяют механизаторы «Кулунды».

В хлеборобы селяне не рвутся
Есть и еще одна претензия к арендатору: почему сначала вывезли сено своим работникам, а потом уже дольщикам?

— Нам не хватает механизаторов, должен же я как-то удерживать людей! — горячится Маковецкий. — А вообще-то, возили корма по спискам.

В Ермаках ситуация, конечно, особенная. Сколько деревень у нас бедствует без работодателя. А здесь на население в 450 человек сразу два успешных предприятия! Поначалу в «Кулунду» из развалившегося колхоза пришел хороший кадровый костяк. Но хозяйство наращивает объемы производства, потребности в кадрах растут. К тому же стареют хорошие хлеборобы, уходят на пенсию, а замены им нет.

Вот ведь удивительно, еще недавно все только и пеклись о деревенских жителях: мол, с появлением высокопроизводительной техники большинство из них останутся без работы. Пока все наоборот — общественное сельхозпроизводство страдает от дефицита кадров.

— Нынче добавили немного тракторов и проблема обострилась, — рассказывает Маковецкий. — Весной мы с ног сбилось в поисках механизаторов.
Среди ермаковских желающих не нашлось. И это когда здесь было 49 официально зарегистрированных безработных. Нынче 14. Учтены, конечно, не все. Кроме того, многие ездят на вахту, занимаются частным подворьем. «Кулунда» же в этот период возит работников из соседних деревень. Что делать в такой ситуации?

В поисках ответа на этот вопрос по инициативе арендатора в Ермаках провели собрание дольщиков. В первую очередь надо было выяснить, кто намерен и дальше остаться в «Кулунде». Договор подписали все. Но не со всеми арендатор хочет сотрудничать дальше. С некоторыми намерен через суд расторгнуть договоры. Но не потому что земля не нужна, а чтобы прекратить отношения с теми, кому все не нравится. Такие дольщики протестуют: «Договор подписан на десять лет, и расторгать его не собираемся. Если хотят отказаться от земли, пусть уходят с земель фонда перераспределения».

Иначе рискуешь остаться ни с чем
Вообще, ситуация эта не уникальна. Еще в римском праве регламентировались арендные отношения при неурожае. Вот какие указания в отношении этого давали классические юристы: «Урожайность — дело случайное: один год неурожайный, а другой дает обильный урожай; поэтому в неурожайный год, когда арендатору трудно уплатить полную арендную плату, следует допустить remissio mercedis — уменьшение арендной платы; но если последующие годы будут урожайными, наймодатель получает арендную плату и за неурожайный год».

Кого же не впечатляет столь отдаленная ретроспектива, может обратиться к событиям сегодняшним. В хозяйстве «Гигант» Убинского района тоже однажды решали такую проблему. В неурожайный год руководство предприятия обратилось к дольщикам с просьбой о понижении арендной платы. И нашло понимание. И такой пример далеко не единственный в области. Но дело здесь не в альтруизме. Просто люди осознают: нельзя жить одним днем, иначе рискуешь остаться ни с чем. Противостояния в Ермаках, вероятно, тоже могло не случиться, если бы в договоре стороны прописали условия арендной платы в неурожай (не забыв при этом и качественные параметры)...

Как бы то ни было, «Кулунда» свои обязательства по отношению к дольщикам и партнерам выполнила. Правда, в будущем году арендатор, как и заложено в договоре, не будет доставлять сено к подворьям. Кроме того, здесь решили, что сено и зерно по себестоимости сверх арендной платы станут продавать только членам своего коллектива. «Иначе так и будем возить к себе рабочих из близлежащих деревень, а местные будут стоять на бирже», — аргументирует такое решение Маковецкий.