Уметь слышать и делать
Инфраструктура… От её отсутствия или наличия зависит очень многое. Без этого плодородного слоя экономики здравые семена предложений никогда не дадут богатого урожая реализованных проектов. Инфраструктура объединяет всех и вся. В открытом диалоге за «круглым столом», организованным Новосибирским региональным отделением партии «Единая Россия», выяснилось главное — есть результаты, но есть и понимание того, что они должны быть ещё лучше и зримее.
Шире шаг
Не в обиду второму и третьему вопросам, включенным в общий блок под названием «Инфраструктура Новосибирской области», но изначально было ясно: дорожная тема была, есть и будет главенствующей ещё долгие годы. Обсуждая вопрос об инженерном обустройстве площадок, предназначенных для комплексной жилищной застройки, была обозначена проблема: теоретически площадка есть, определён застройщик и то, что он планирует возвести, но фактически ничего не происходит. Возводить жильё там, куда не пришла инженерная инфраструктура, бессмысленно. Но если отвлечься и расширить рамки, то увидим главное — невозможно вообще ничего сделать там, куда элементарно нельзя доехать. Поэтому именно дороги всегда являются отправной точкой и одновременно лакмусовой бумажкой развития экономики региона. И потенциально — инвестиционным магнитом.
Выступавший с основным докладом по данному вопросу министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николай Симонов ещё раз обратил внимание на то, что отрасль является, пожалуй, самой «стабильно прирастающей». Даже в недавние кризисные годы, когда по многим направлениям пришлось затянуть пояса, на дорожно-транспортную инфраструктуру финансирование не сокращалось ни разу.
В прошлом, 2010-м, году финансирование дорожной отрасли Новосибирской области — из всех бюджетов — составляло 10,3 миллиарда рублей. В этом — уже более 13 миллиардов, причем федеральная составляющая по сравнению с прошлым годом практически не изменилась, зато вклад областного бюджета (4,8 миллиарда рублей в 2011 году) и бюджетов муниципальных образований (около 5 миллиардов) существенно увеличился. И Николай Симонов заверил, что «широта шага» останется прежней. Есть даже не задача, а своего рода функция по умолчанию — ежегодно увеличивать ассигнования на дорожный комплекс на 20—25 процентов по отношению к предыдущему периоду.
И ярче след
Весной 2010 года невозможно было не заметить обилие наклеек на стёклах авто, в текстах которых на все лады муссировалась тема городских дорог и их не самого лучшего качества. Это поистине народное волеизъявление очень удачно совпало со стартом общероссийского проекта «Новые дороги городов «Единой России». В 2011 году руководству области удалось пролоббировать выделение полутора миллиардов рублей на ремонт основных магистралей областного центра. К осени недовольный гул голосов и провокационные наклейки как-то сошли на нет. Просто люди реально увидели — проект работает.
— В этом году, — отметил первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов, — проект «Единой России» пошёл внутрь и вглубь в буквальном смысле: начался масштабный ремонт внутриквартальных и дворовых территорий. Более 700 миллионов рублей, около семи сотен домов, попавших в программу, — это не просто глобально, но и оставляет яркий след, добавляет новых красок в облик города.
В планах мэрии за три-четыре года полностью решить вопрос по дворам и внутриквартальным территориям. Амбициозно, потому что нужно быть уверенным в стабильной федеральной поддержке, но уже за первый год (окончание дворовых ремонтов запланировано на 20—25 августа. — Прим. авт.) удалось сделать, пожалуй, самое важное — найти отклик в душах горожан. Проект на наших глазах выливается в поистине народную стройку: жители контролируют ход ремонта, вносят свои предложения, собственными силами добавляют какие-то ландшафтные и инфраструктурные штрихи: газоны, детские игровые площадки.
Новосибирск большой, и за два года все проблемы не решишь. Одна только уличная сеть дорог города составляет более 1400 километров. Есть проблемы и по благоустройству частного сектора, и, посмотрев на соседей, очередь из дворов, желающих стать краше, похоже, будет просто огромной, но механизм запущен. И его уже не остановить. На 2012 год деньги в бюджет уже заложены.
Говорите, вас слышно
Формат общественных, народных слушаний имеет почтительную армию недоброжелателей. Уже даже афоризм-анекдот появился в народе: «Если вопрос выносится на всенародное обсуждение, то решение по нему уже принято». Быть циничным и критично настроенным довольно легко и приятно, являться при этом носителем конструктива и обладателем непредвзятого взгляда не удаётся практически никому. В непрекращающемся «девятом вале» самой разной информации, в горах шелухи очень трудно разглядеть зёрна. А они есть…
— Об этом мало кто знает, — сказал депутат Законодательного собрания Новосибирской области Валерий Ильенко, — но всё, что сделано и будет делаться в рамках партийных проектов «Единой России», это максимально эффективное воплощение желания народа. Наши избиратели оставляют очень много наказов и предложений, и когда идёт работа с федеральным центром, когда определяются суммы и города, ничего не берётся с потолка. Мы знаем, чего хотят люди и куда именно будут направлены деньги. Новосибирск, кстати, говорю это не без гордости, оказался единственным крупным городом России, который освоил все федеральные деньги в 2010 году, не оставляя недоделок на 2011-й. И в этом году по дворам будет так же.
Что важного удалось услышать во время общественных слушаний? У региона есть успехи и сдержанная, но закономерная гордость по этому поводу. Но есть и очень трезвое понимание того, что проблем ещё «выше крыши» и что денег всегда будет мало. Строительство третьего моста через Обь, к примеру, пока не финансируется из федерального центра. Огромнейший и масштабнейший объект несут на своих плечах область и город. И, несмотря ни на что, обещают выполнить к намеченному сроку — 2014 году. Поможет Москва — будем рады. Но сойти с выбранной дороги развития и модернизации уже нельзя. Хотя бы из чувства самоуважения…