USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Уметь слышать и делать

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Иван Мороз (слева) и Сергей Титков убеждены: в плане реализации проектов «Единой России» наша область —  одна из самых эффективных. Фото Павла КОМАРОВА
Иван Мороз (слева) и Сергей Титков убеждены: в плане реализации проектов «Единой России» наша область — одна из самых эффективных. Фото Павла КОМАРОВА

Инфраструктура… От её отсутствия или наличия зависит очень многое. Без этого плодородного слоя экономики здравые семена предложений никогда не дадут богатого урожая реализованных проектов. Инфраструктура объединяет всех и вся. В открытом диалоге за «круглым столом», организованным Новосибирским региональным отделением партии «Единая Россия», выяснилось главное — есть результаты, но есть и понимание того, что они должны быть ещё лучше и зримее.

Шире шаг
Не в обиду второму и третьему вопросам, включенным в общий блок под названием «Инфраструктура Новосибирской области», но изначально было ясно: дорожная тема была, есть и будет главенствующей ещё долгие годы. Обсуждая вопрос об инженерном обустройстве площадок, предназначенных для комплексной жилищной застройки, была обозначена проблема: теоретически площадка есть, определён застройщик и то, что он планирует возвести, но фактически ничего не происходит. Возводить жильё там, куда не пришла инженерная инфраструктура, бессмысленно. Но если отвлечься и расширить рамки, то увидим главное — невозможно вообще ничего сделать там, куда элементарно нельзя доехать. Поэтому именно дороги всегда являются отправной точкой и одновременно лакмусовой бумажкой развития экономики региона. И потенциально — инвестиционным магнитом.

Выступавший с основным докладом по данному вопросу министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николай Симонов ещё раз обратил внимание на то, что отрасль является, пожалуй, самой «стабильно прирастающей». Даже в недавние кризисные годы, когда по многим направлениям пришлось затянуть пояса, на дорожно-транспортную инфраструктуру финансирование не сокращалось ни разу.

В прошлом, 2010-м, году финансирование дорожной отрасли Новосибирской области — из всех бюджетов — составляло 10,3 миллиарда рублей. В этом — уже более 13 миллиардов, причем федеральная составляющая по сравнению с прошлым годом практически не изменилась, зато вклад областного бюджета (4,8 миллиарда рублей в 2011 году) и бюджетов муниципальных образований (около 5 миллиардов) существенно увеличился. И Николай Симонов заверил, что «широта шага» останется прежней. Есть даже не задача, а своего рода функция по умолчанию — ежегодно увеличивать ассигнования на дорожный комплекс на 20—25 процентов по отношению к предыдущему периоду.

И ярче след
Весной 2010 года невозможно было не заметить обилие наклеек на стёклах авто, в текстах которых на все лады муссировалась тема городских дорог и их не самого лучшего качества. Это поистине народное волеизъявление очень удачно совпало со стартом общероссийского проекта «Новые дороги городов «Единой России». В 2011 году руководству области удалось пролоббировать выделение полутора миллиардов рублей на ремонт основных магистралей областного центра. К осени недовольный гул голосов и провокационные наклейки как-то сошли на нет. Просто люди реально увидели — проект работает.

— В этом году, — отметил первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов, — проект «Единой России» пошёл внутрь и вглубь в буквальном смысле: начался масштабный ремонт внутриквартальных и дворовых территорий. Более 700 миллионов рублей, около семи сотен домов, попавших в программу, — это не просто глобально, но и оставляет яркий след, добавляет новых красок в облик города.

В планах мэрии за три-четыре года полностью решить вопрос по дворам и внутриквартальным территориям. Амбициозно, потому что нужно быть уверенным в стабильной федеральной поддержке, но уже за первый год (окончание дворовых ремонтов запланировано на 20—25 августа. — Прим. авт.) удалось сделать, пожалуй, самое важное — найти отклик в душах горожан. Проект на наших глазах выливается в поистине народную стройку: жители контролируют ход ремонта, вносят свои предложения, собственными силами добавляют какие-то ландшафтные и инфраструктурные штрихи: газоны, детские игровые площадки.

Новосибирск большой, и за два года все проблемы не решишь. Одна только уличная сеть дорог города составляет более 1400 километров. Есть проблемы и по благоустройству частного сектора, и, посмотрев на соседей, очередь из дворов, желающих стать краше, похоже, будет просто огромной, но механизм запущен. И его уже не остановить. На 2012 год деньги в бюджет уже заложены.

Говорите, вас слышно
Формат общественных, народных слушаний имеет почтительную армию недоброжелателей. Уже даже афоризм-анекдот появился в народе: «Если вопрос выносится на всенародное обсуждение, то решение по нему уже принято». Быть циничным и критично настроенным довольно легко и приятно, являться при этом носителем конструктива и обладателем непредвзятого взгляда не удаётся практически никому. В непрекращающемся «девятом вале» самой разной информации, в горах шелухи очень трудно разглядеть зёрна. А они есть…

— Об этом мало кто знает, — сказал депутат Законодательного собрания Новосибирской области Валерий Ильенко, — но всё, что сделано и будет делаться в рамках партийных проектов «Единой России», это максимально эффективное воплощение желания народа. Наши избиратели оставляют очень много наказов и предложений, и когда идёт работа с федеральным центром, когда определяются суммы и города, ничего не берётся с потолка. Мы знаем, чего хотят люди и куда именно будут направлены деньги. Новосибирск, кстати, говорю это не без гордости, оказался единственным крупным городом России, который освоил все федеральные деньги в 2010 году, не оставляя недоделок на 2011-й. И в этом году по дворам будет так же.

Что важного удалось услышать во время общественных слушаний? У региона есть успехи и сдержанная, но закономерная гордость по этому поводу. Но есть и очень трезвое понимание того, что проблем ещё «выше крыши» и что денег всегда будет мало. Строительство третьего моста через Обь, к примеру, пока не финансируется из федерального центра. Огромнейший и масштабнейший объект несут на своих плечах область и город. И, несмотря ни на что, обещают выполнить к намеченному сроку — 2014 году. Поможет Москва — будем рады. Но сойти с выбранной дороги развития и модернизации уже нельзя. Хотя бы из чувства самоуважения…