Валерий НОСКОВ: Ничего второстепенного!
— Валерий Павлович, а какие мысли при упоминании Татарского района возникают в первую очередь у самого главы, о чем хотелось бы сразу же поведать залетному гостю?
— Татарский район — это западные ворота нашей области. Хочется, чтобы мы всегда были привлекательны и приезжие могли в целом о Новосибирской области судить по нашему району. Мы граничим с Омской областью и, конечно, по-соседски друг за другом наблюдаем: кто как живет? Преуспели мы по многим показателям, в частности, в сельскохозяйственном производстве, малом бизнесе, социальной сфере. Хотя районы, которые географически приближены к своим областным центрам, находятся в более выигрышном положении. Сама наша отдаленность от Новосибирска (500 километров) много на что влияет: на человеческий фактор, развитие связи, на ту же социальную среду. И нам необходимо вдвойне прилагать усилия, чтобы успешно развиваться вопреки всем сдерживающим обстоятельствам.
Село остаётся основой основ
— Несмотря на изобилие приоритетов, все же аграрный сектор составляет основу экономики района. После известных перебоев положение в сельском хозяйстве заметно стабилизировалось. Какие уроки из недавнего прошлого вы извлекли и готовы преподать другим?
— Период кризиса подтвердил то, о чем я говорил еще в начале 90-х: если кто-то к сельскому хозяйству отнесется как к отрасли, где можно все продать, выручить деньги, обогатиться и на этом закончить развитие, он будет не прав. Как в те же 90-е мы дрались за каждую корову, за каждый гектар посевной площади. Это позволило нам в значительной степени сохранить поголовье крупного рогатого скота. Сейчас у нас около девяти тысяч коров. Также удалось минимизировать потери земельных угодий, мы вывели из оборота земли, малопригодные для пахотных целей, которые пытались освоить еще со времен целины. В 80-е годы прошлого века район засевал зерновыми около 90 тысяч гектаров. Теперь сеем около 70 тысяч, и это для нас солидный показатель. За минувшие четыре года примерно на 500 миллионов рублей обновили техники. Словом, кризис нас коснулся, но далеко не в той степени, чтобы снизить или закрыть какие-то производства. Наоборот, в эти годы мы даже приросли — и в животноводстве, и в земледелии, и в других отраслях. Приросли в том числе потому, что у нас нет организации, которая являлась бы градообразующей основой. Ведь как в других районах бывает? Например, выпадет стройиндустрия, за счет которой в основном и жила территория, — вся экономика полетит… А наша экономика разновекторная. Это спасает.
— В районе 21 сельское поселение. Как на их примере вы оцениваете перспективы современного села?
— Оно было и останется основой нашей государственности. Дух нации там! И, на мой взгляд, именно в сельской местности самая устойчивая экономика, несмотря ни на что. Взять последние годы: вспомните, что было с ценами на продукты! В 2009 году молоко по 4 — 5 рублей продавали за литр. Зерна в 2001 году наш район произвел 164 тысячи тонн, по 300 — 500 рублей сбывал... Производство порой превосходное, но продашь — и прослезишься. Потом все вновь постепенно стабилизировалось. Ведь продовольственная безопасность — главное для России. Не появится сегодня хлеб на столе у людей — что начнется?
— Ясно. Какой, по-вашему, должна быть роль государства в выстраивании отношений с сельским хозяйством, с бизнесом, который работает в агропромышленном комплексе?
— Сегодня сельское хозяйство требует совсем не тех денег, которые в него вкладываются. Надо просто переделать всю схему. Пусть минимизировать человеческий ресурс, но с таким расчетом, чтобы оставшимися силами увеличить производство сельхозпродукции. С помощью лопаты и вил уже искомых показателей не добиться. И не три миллиарда на субъект Федерации следует выделять, а 20 — 30 миллиардов. Консолидированно, из разных источников. И проблемы все в комплексе надо рассматривать, включая подготовку кадров. Возьмем сельские профессиональные училища. Оснащение их, простите, остается на уровне середины прошлого века. Но когда мы показываем ребятишкам современную технику сельхозпроизводителя, у них глаза загораются, желание трудиться в агропромышленном секторе только возрастает.
Прирастаем малым бизнесом
— Татарский район принадлежит к числу тех, которые активно развивают у себя малый бизнес. Каковы его особенности на вашей территории?
— Этот бизнес у нас начинался, как и везде, с торговли. Потом перешел на общественное питание, на сферу обслуживания. Строители все чаще его практикуют, сообразив, что такая форма более приемлема, устойчива в экономическом плане. Есть у нас семья Василенко, изначально они также занимались торговлей, а сегодня у них мощное предприятие по производству пластиковых окон. Есть предприятие по изготовлению мебели, которое ничуть не уступает Новосибирску по качеству товара, а по цене тем более. Есть структуры, занимающиеся ремонтом объектов социальной сферы, пошивом одежды, другими видами деятельности. Считаю, что торговля, общественное питание, услуги и тому подобное должны быть в частных руках, чтобы определять в конечном счете в общей конкуренции цену продукта.
— Можно какой-нибудь яркий пример этому из практики вашего района?
— Татарский хлебокомбинат был прежде монополистом на рынке. Качество продукта, мягко говоря, оставляло желать лучшего. За хлебом ездили и в Усть-Тарку, и в Калачинское… Сегодня на этом рынке работает крупный частный хлебокомбинат. Его продукция уходит в другие районы, даже в Омскую область. Есть более мелкие предприятия по производству хлебобулочных изделий — только в райцентре их шесть. Так что выбор есть. Качество? Кто бывал у нас, тот о нем знает. Как и о цене: пожалуй, это самый дешевый хлеб сегодня в Российский Федерации. Здоровая конкуренция делает свое дело. 53 процента всей промышленности сегодня у нас составляет малый бизнес. В нем трудится 8600 человек из 22 тысяч работающих людей района.
— Инвесторы к вам идут?
— В связи с тем, что мы отдалены от областного центра, идут не очень охотно. Приезжают, конечно, смотрят, оценивают обстановку… Но развиваем мы район в основном за счет собственного ресурса. Правда, сейчас откликнулись на строительство завода для производства цельномолочной продукции. Потому что производство молока у нас на высоте, все же уверенно держим третье место в области. Хочу сказать, что мы для всех открыты, готовы оказывать помощь инвесторам в отведении земельных участков и так далее.
О неожиданном и самом ценном
— Как часто вы проводите встречи с населением?
— Стараюсь делать это как можно чаще. Сам лично провожу в разных населенных пунктах сходы граждан традиционно с 1992 года. Тогда это было очень тяжело. Помните, как мы жили? Многое было непонятно, вызывало у людей негативное настроение. Но именно тогда было принято решение выйти на контакт с народом, чтобы вести прямой диалог. Это важный элемент. Открытое общение с людьми самому мне дает возможность лучше понять многие проблемы, быстрее найти решение. Я не один приезжаю в села, обычно беру специалистов разных отраслей. Вместе мы оказываем, например, юридические консультации населению абсолютно бесплатно. Участвуем в собраниях коллективов хозяйств, помогаем решать наболевшие вопросы. Если есть возможность, всегда стараюсь вырваться из своего кабинета и поехать на производство.
— Совместными силами вы решаете самые разные проблемы. А бывает, что граждане вас буквально ставят в тупик?
— Конечно, люди не всегда понимают, какой вопрос в чью компетенцию входит, требуют от районной администрации того, что от нее вообще не зависит. Например? В одном селе подходит ко мне бабушка с хитринкой в глазах: Валерий Палыч, говорит, вот тут по Центральному телевидению что попало показывают — вы должны это срочно запретить! Житель другого села жалуется: мол, приболел, вызвал на дом женщину-фельдшера, а она не пришла. «Вы разберитесь с ее мужем, — требует от меня гражданин. — Это муж ревнует и не пускает ее среди ночи никуда, даже по вызову». Что ответить? Ну не пойду же я на самом деле разбираться! Приходится «огибать уголки», потихоньку переводить разговор на другую тему. Ведь часто людям достаточно выговориться, просто изложить наболевшее, найти понимание. Приходится «по совместительству» работать психологом, находить-таки ответы. Порой нестандартные, но людей это устраивает. А обижать никого не надо.
— Валерий Павлович, вы возглавляете район 20 лет. Сделано, безусловно, многое. А какой опыт, приобретенный за это время, вы считаете самым ценным для себя?
— Опыт работы с людьми. Более глубокое понимание того, чем ты сам занимаешься. Эти 20 лет были далеко не гладкие, у каждого они сформировали определенные взгляды, систему приоритетов. Я понял, что ничего второстепенного в работе вообще не может быть. В любой работе. Если, например, ты занялся бизнесом и открыл магазин, сделай так, чтобы к нему можно было спокойно подойти в любую погоду. Выложи нормальный тротуар! Хочется, чтобы все мы стремились создавать благоприятную атмосферу в районе, не упуская никаких мелочей. Если же людям уютно-удобно здесь проживать, значит, мы на правильном пути. Наконец, я лучше узнал за эти годы собственный характер.
— Каковы же его основные свойства?
— Я очень эмоционален, порой просто вспыльчив, не люблю неисполнительность, непорядочность. Зачастую хочу, чтобы все намеченное было побыстрее сделано. За каждое дело очень переживаю, не могу успокоиться до тех пор, пока все не будет сделано так, как надо. А когда что-то получается, радуюсь, как ребенок конфетке!
— А если сильно устали, но дел остается невпроворот?..
— Спокойно справляюсь с такими ситуациями. Стараюсь еще больше работать. А когда работа любимая, она же сама тебя и заряжает энергией. Так что переутомиться на ней просто невозможно.
ФАКТ
По данным министерства экономического развития Новосибирской области, Татарский район с 2008 года стабильно держит третью позицию в области по развитию экономики среди территорий со смешанным типом производства.