На планете, малооборудованной
Замечательное признание человека редкого мужества. Говорят, кто знал его лично, все любили. Наверное, в первую очередь за то, что Валентин Афанасьевич практически всегда был в работе. Плюс такие простые и, увы, не такие уж и распространённые сейчас личные качества. Например, он никогда не обращался к женщинам, даже моложе себя, на «ты»…
20 лет без отпуска
Фотовыставка — одно из юбилейных мероприятий, череда которых состоялась в СО РАН. Она более чем убедительно показывает многогранную, полную борьбы жизнь учёного. Лишь один из стендов озаглавлен «Редкие минуты отдыха». Академик рыбачит, играет в бильярд. На всех остальных он с учёными, политиками (среди них Индира Ганди, Борис Ельцин, Геннадий Зюганов), деятелями культуры и искусства — Святославом Рерихом, Александром Солженицыным, на всесоюзных и международных конференциях. Стоит вспомнить и такой факт: после ухода Валентина Афанасьевича осталось 650 дней (!) его неиспользованного отпуска.
Очень хотелось бы увидеть этого человека живым на его собственном 80-летии, если бы было такое возможно! Сидел бы Валентин Афанасьевич в академическом президиуме, принимал цветы и подарки, внимательно слушал бы (надо!) дружеские шутки коллег и украдкой поглядывал на часы. Не суждено. Он перегрузил сердце заботами о судьбе науки, России и мира задолго до 70-летия. Подросло поколение россиян, сибиряков, новосибирцев, которое вообще не видело и не слышало академика Коптюга — не довелось по возрасту. Но вот открываешь одну за другой посвящённые ему книги, читаешь его собственные статьи и выступления, собранные родными, друзьями и коллегами (благо есть их электронные версии, подготовленные сотрудниками ГПНТБ), и начинаешь представлять масштаб личности этого выдающегося человека.
Как говорят многие, лично знавшие Коптюга, этот сухощавый, очень фотогеничный и очень добрый по натуре человек в чём-то, как многие великие мира сего, был почти наивным. И, несмотря на железную волю и веру в прекрасное будущее всего человечества, с каким-то невероятным юношеским пылом души полагал, что этот мир может быть принципиально иным. Не отсюда ли его подвижническая деятельность в стране, которая к концу его короткой и яркой жизни угодила в очередную историческую яму, и в мировом сообществе, которое на исходе XX века сделало вид, что всерьёз озабочено будущим своих потомков?
Тревоги честного сердца
Многие другие тоже делали вид, что озабочены будущим развитием человечества, но, принимая и даже в чём-то разделяя тревогу Коптюга, продолжали жить по-старому, то есть травить Землю плодами своей алчности, немало на деле не заботясь о потомках. Ведь если бы эта забота была, то не было бы ни тысяч факелов в Васюганье и на всех российских «северах», крушения буровой в Мексиканском заливе, не было бы, наконец, Фукусимы. Не исключено, что своим масштабным умом он иногда представлял гигантский земной шар, несущийся в пространстве Вселенной уже не голубым, а тревожно краснеющим, как планета Марс.
Этот человек верил в силу слова — иначе просто нельзя. Вот эта вера атеиста Коптюга тоже особенно подкупает. Откроем сайт его мемориальной библиотеки, вчитаемся в материалы прошлогодней конференции в Болгарии. Вот что написал о неделе Коптюга в Софии директор болгарского национального музея «Земля и люди» Михаил Малеев: «Знакомство с выставкой «В. А. Коптюг — великий гуманист ХХ века» поражает огромным количеством выдающихся свершений, которые успел осуществить на своем жизненном пути Валентин Афанасьевич Коптюг как ученый, организатор и руководитель науки, как гуманист и энциклопедист, мыслящий государственным и планетарным масштабом, как высоко нравственный человек, неустрашимо отстаивающий свои идеалы, как пророк, видевший единственный шанс возрождения России на пути устойчивого развития».
Откроем выступление Валентина Афанасьевича на годичном собрании тогда ещё Академии наук СССР 22 марта 1990 года:
«Оздоровление и радикальная реконструкция промышленности и сельского хозяйства, экономики в целом невозможны без опоры на новейшие достижения науки, без ускорения научно-технического прогресса. В то же время рост спроса на них определяется состоянием экономической среды, экономической заинтересованностью всего общественного производства в освоении нового. Такой заинтересованности сегодня по-прежнему нет. Обществу с больной экономикой, как и больному человеку, не до светлого будущего, главная забота — сбить температуру сегодня. Отсюда нарастающая прагматичность отношения к науке, падение престижа знания в обществе, сопровождаемое ростом мистицизма и веры в чудеса, грозящая нашей науке «утечка умов» как в результате перетока в другие сферы деятельности внутри страны, так и за рубеж».
Кажется, что это написано сегодня. С той лишь разницей, что на дворе не 90-е годы, а 2011-й и на экранах телевизоров не Чумак и Кашпировский, а непотопляемый создатель «чудо-фильтров» для очистки воды Виктор Петрик. (Тут на ум невольно приходит сопоставление с незабвенным образом «народного академика» Лысенко: власти всегда хотелось получить от науки чего-нибудь сверхэффективного и сейчас, сразу, а не завтра. Потому, видимо, так трудно отбиваться научной общественности от подобных «учёных».)
Ответственность ученого
Ещё один пример — выдержка из выступления на заседании президиума Совета Министров РСФСР по поводу экспертизы проекта строительства Катунской ГЭС 12 сентября 1989 года:
«В чем я вижу ответственность ученых? В том, чтобы они говорили только то, о чем могут сказать обоснованно. А некоторые пытаются пугать население теми данными, которые недостаточно проверены. Когда такое происходит, я высказываю очень серьезные претензии ученым, как Сибирского отделения, так и других ведомств.
Теперь, что же мы конкретно имеем? Сибирское отделение, проведя впервые в нашей стране широкомасштабные работы по изучению проблемы ртути, получило определенные данные уже в 1988 г. По ним был сделан вывод, что ситуация напряженная. Алтай — это зона экологической напряженности по ртути и по тяжелым металлам безотносительно к вопросу о строительстве ГЭС. Поэтому там необходимо серьезное наблюдение со стороны Министерства здравоохранения постоянно. Люди живут в этой зоне риска веками, там находится колыбель многих народов. Мы же должны посмотреть, какие изменения может привнести ГЭС…
Планируемые мероприятия всегда связаны с риском. Но мы должны смотреть, какие контрмеры против этого риска существуют. Они здесь были названы. Другое дело — гарантии компенсационного характера при реализации этих мер.
Коренной вопрос — как найти компромисс между удовлетворением насущных потребностей алтайского народа и сохранением уникальной природы Алтая. Никакими конфронтациями мы его не решим. Нужно искать компромисс.
Есть природная ценность уникального, интереснейшего края, есть историческая и этническая ценность Катуни. Это не выражается в рублях. Здесь мы, ученые, не можем влиять на принятие решения. Это вопрос населения Горно-Алтайской области и Алтайского края. Они должны взвесить, как здесь быть. Я белорус. У меня жена армянка, а дети русские. И ни я, ни они не чувствуем себя ущемленными. Но я не возьмусь советовать что-либо алтайскому народу. Как им себя вести? Обеспечить ли в первую очередь сохранение своей самобытности, традиционного уклада или принять необходимые меры против возможной ассимиляции (если частично потеснят строители)? Принять необходимые контрмеры для защиты своей национальной культуры и уклада или пойти на развитие края так, как идет вся страна?..»
После обнародования позиции Коптюга по Катуни многие от него тогда отвернулись, но сегодня видно, что и здесь он был прав: бережное отношение к природе не может быть самоцелью, везде нужен научный, взвешенный подход.
* * *
Нет никакого секрета в обаянии этой действительно выдающейся личности, даже если судить только по документам. Он был прост, абсолютно бескорыстен (например, по партийным делам как член президиума ЦК КПРФ ездил в Москву за свой счёт), говорил и действовал согласно своим убеждениям и был, судя по сохранившимся текстам выступлений, просто очень хорошим человеком. А это в наш суперпрагматичный век на самом деле очень и очень много.
P.S.
Вчитываешься в его слова и видишь, что он понимал и некоторую тщетность усилий, своих и других людей, по сохранению Байкала, а также экологической среды Алтая и всей Сибири. Даже когда он с невероятным, абсолютно несвоевременным, казалось бы, для страны упорством отстаивал принципы устойчивого развития на всей планете после известной конференции в Рио-де-Жанейро, говорил и писал, что дальше так жить нельзя, что это чревато для самой жизни, он действовал именно так, а не иначе, потому что иначе не мог. Он жил воистину так, как хотел.
СПРАВКА
Валентин Коптюг родился 9 июня 1931 г. Окончил МХТИ (1951). Главные направления научной деятельности — физическая и прикладная органическая химия, изучение механизмов реакций ароматических соединений. Действительный член РАН (1979), с 1980 г. — председатель Сибирского отделения РАН, с 1991 г. — академик и вице-президент РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии (1990). Скончался в 1997 г.
В последние годы жизни, помимо научной деятельности в области органической химии, работал над концепцией устойчивого развития общества и государства.
ДОСЛОВНО
Валентин КОПТЮГ:
«На своем непростом жизненном пути я встречал много честных людей, истинных граждан, патриотов своей страны… На них и держится Россия в широком понимании этого слова-символа»