USD 98.5336 EUR 102.6852
 

Результат как постулат

Марианна ДАНИЛОВА
Участники совета побывали на экскурсии  в Коченевском краеведческом музее. Фото Юрия ХОМИЧА
Участники совета побывали на экскурсии в Коченевском краеведческом музее. Фото Юрия ХОМИЧА

Не под диктовку, а по заказу
Первый постулат современной бюджетной системы нашего региона — финансирование не затрат, а результатов. До последнего времени всё было с точностью до наоборот, поэтому активно велись дискуссии об эффективности работы учреждений бюджетной сети как важной составляющей бюджетной системы региона. Сегодня все сходятся в одном — нужно усиление действенности бюджетных организаций.

Усовершенствовать правовое положение государственных (муниципальных) учреждений и оказываемых ими услуг, изменить до конца 2011 года статус каждой организации (на бюджетный, автономный или казённый) нас обязывают и федеральные законодатели.

Предполагается, что от этого перехода все только выиграют. Учреждения бюджетной сети будут выполнять сформированные властью и равнодоступные для всех граждан государственные и муниципальные задания. При этом, конечно, организации останутся под контролем государства. Чиновники не будут диктовать руководителям учреждений, при помощи каких инструментов (оборудования, кадров, материальной базы) им нужно оказывать услуги, подчеркивает заместитель министра финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко. Задача власти — заказать востребованные населением услуги.

— Изначально в этом процессе всё было не четко определено. Задачи, по сути, сами перед собой формировали руководители бюджетных учреждений. Многие муниципальные органы власти в ожидании отдачи от реформирования на областном уровне заняли выжидательную позицию. Важно, чтобы отраслевые министерства Новосибирской области обозначили единые требования к содержанию заданий и критерии оценки деятельности учреждений, — говорит Виталий Голубенко.

Каждый делает свой ход
Но и муниципалитеты должны сделать свой ход в процессе изменения правового положения учреждений бюджетной сети. Пока же районы области подготовили только половину необходимых документов, муниципальные образования — и того меньше, лишь 10 процентов. Среди озвученных представителями районов причин этого — незнание того, каких конкретно нормативно-правовых актов не хватает. И за этой неизвестностью нередко стоит неподготовленность специалистов на местах. Слишком уж большой поток документов по огромному спектру тематик на них обрушился.

Так что искать виновных в недоделках при разработке принципиально новых правовых конструкций неверно. К тому же поставлены достаточно сжатые сроки для переосмысления подходов взаимодействия с госучреждениями. И места для шаблонов нет — совершенно одинаковых муниципальных образований нет, у всех своя сложившаяся исторически бюджетная сеть, свои особенности, свой имущественный комплекс.

Аудиторы — только профессионалы
Аналогичная проблема — недостаточность квалификации — встаёт перед районами и в связи с новеллами федерального законодательства, регулирующего деятельность региональных контрольно-счетных органов. По словам заместителя председателя областной Контрольно-счетной палаты (КСП) Дениса Рягузова, с 1 октября 2011 года все контрольно-счётные органы должны работать на профессиональной основе, даже если речь идёт о маленькой деревне. Кроме того, для контрольно-счётных органов всех уровней определено 11 обязательных полномочий. Пока, по словам Дениса Рягузова, особенно в муниципальных поселениях, в сфере бюджетного аудита — сплошные нарушения. Работа по передаче новых полномочий профессиональным аудиторам начата сегодня лишь в немногих районах, в числе которых Колыванский, Сузунский, Ордынский.

Над всеми замечаниями, предложениями, вопросами, поставленными в ходе заседания в Коченево, уже работает аппарат Заксобрания. На следующей встрече члены совета получат исчерпывающую информацию по затронутым темам.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Иван МОРОЗ, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:
— Живое общение с руководителями районных Советов на местах позволяет получить самую достоверную информацию о ситуации в районах. Основные проблемы мы, конечно, знаем — это подготовка к зиме, благоустройство и так далее. Но председатели районных Советов депутатов контактируют с жителями постоянно, поэтому нам очень важны их предложения по совершенствованию регионального законодательства.

Валентин СИЧКАРЁВ, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— В современных условиях функционирование связано, с одной стороны, с необходимостью знания большого количества законов, бюджетных процессов, с другой — с правильным планированием своей деятельности. Это невозможно без подобного мощного обмена опытом между представителями районов. Конечный результат, на который нацелена в том числе работа совета, — более эффективная работа с бюджетом, вовлечение экономики и социальной сферы района во взаимосвязь с потенциалом области.

Фотографии статьи
За трибуной Виталий Голубенко. Отраслевые министерства областного правительства должны обозначить единые требования к деятельности учреждений. Фото Юрия ХОМИЧА