Наказы как кредит доверия
Груз тяжёлый, разделить на всех
Несмотря на то, что пятый созыв Законодательного собрания работает уже около полугода, судьба наказов, полученных в нагрузку с кредитом доверия избирателей, пока не определена окончательно. Неизвестно, какие из пяти тысяч поручений избирателей так и останутся невыполненными. Ясно одно: даже при достаточно продолжительном сроке, отведённом на реализацию поставленных задач (до 2015 года), все исполнить не удастся. Слишком высока цена вопроса — 50 миллиардов рублей. Тем более перечень наказов, по словам заместителя министра экономического развития Новосибирской области Виталия Шовтака, был представлен в региональное правительство уже после принятия бюджета на 2011 — 2013 годы. Теперь наказы (ждущие своей очереди, исполненные и реализация которых ещё только планируется) необходимо грамотно вплести в ткань действующих программ, и главное — действующей региональной казны. Эту масштабную, кропотливую работу ведут специалисты регионального правительства совместно с депутатами и органами местного самоуправления. Совместно с депутатами решено организовать работу с наказами по каждому округу, с каждым народным избранником.
— Если не рассматривать программу индивидуально с каждым депутатом, то без обсуждения могут остаться многие спорные вопросы. Поэтому проработка реализации наказов намечена на каждой территории. В ней обязательно будет участвовать региональное министерство экономического развития, местные руководители и специалисты. По итогам составим чёткие графики исполнения наказов, — говорит Виталий Шовтак.
Определиться на местах
Самый сложный вопрос, как ни крути, где взять средства на то, чтобы исполнить наказы по максимуму. Поэтому депутаты уверены, что подкрепление программы бюджетом, а также соответствующая корректировка программ социально-экономического развития территорий должны идти параллельно с составлением графика исполнения наказов.
Свою лепту в финансирование внесут и сами районы грамотным распределением собственных бюджетов. Поначалу депутатов несколько озадачила строка в проекте программы по наказам, прописывающая реализацию тех или иных мероприятий «за счёт бюджета муниципального образования».
— Бюджеты у муниципалитетов разные. Наказы потому нам, депутатам, и даются, что какие-то мероприятия не могут быть выполнены за счёт муниципального образования. А здесь получается, наказы вроде бы выброшены в корзину, — выразил недоумение депутат Виктор Козодой.
Исполнение многих наказов действительно закреплено за муниципальными органами власти. Но фактически на эти мероприятия в рамках бюджетных отношений область деньги передаёт. Это средства на определённые нужды, к примеру, на капитальный ремонт домов, и внутри района они могут быть распределены между теми или иными объектами в зависимости от конкретных нужд.
Уже в работе
Некоторые крупные социально значимые строительные проекты, включённые в наказы, уже введены в отраслевые региональные программы. В рамках поправок в бюджет включено строительство новых спортивных комплексов в районных центрах области, до настоящего времени не имевших крупных спортивных сооружений. В их числе плавательный бассейн в рабочем посёлке Чаны, спорткомплекс в городе Болотное, плавательный бассейн в селе Довольном, спортивный зал в селе Кыштовка, стадион в селе Убинском.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Иван МОРОЗ, председатель Законодательного собрания области:
— Все наказы включить в программу и исполнить по нынешней ситуации практически невозможно. Конечно, каждый нормальный депутат беспокоится, ведь, не исполняя наказы, он теряет авторитет у избирателей. Поскольку наказов собрано было очень много, пришлось их фильтровать по мере того, что необходимо на каждой конкретной территории. Особо острые вопросы будут решаться в приоритетном порядке.
ЧТО И КАК ДЕЛАЕТСЯ
— В соответствии с Законом Новосибирской области «О наказах избирателей и обращениях граждан» Законодательное собрание направило в областное правительство сводный перечень по данным избирателями наказам;
— распоряжением губернатора области создана рабочая группа по работе с наказами под руководством первого заместителя губернатора Алексея Хомлянского и первого заместителя председателя Законодательного собрания Евгения Покровского;
— рассматривается возможность включения каждого наказа в действующие или будущие программы и другие планово-прогнозные документы области;
— администрации районов области рассматривают возможности включения наказов в свои планы прогнозного развития территорий;
— предложения по наказам избирателей рассматриваются с экономической и юридической стороны на соответствие полномочиям органов государственной власти и местного самоуправления, социальным нормативам обеспеченности;
— по наказам проводятся согласования с депутатами и их помощниками.