USD 107.1758 EUR 112.8019
 

Пусть слово наше добром отзовется

Татьяна ШИПИЛОВА
— Традиционная русская культура — наша общая опора. Фото Сергея ДЯТЛОВА.
— Традиционная русская культура — наша общая опора. Фото Сергея ДЯТЛОВА.

— Владыко, церковь, как и прежде, в России отделена от государства, но нельзя не заметить, что в последние полтора-два десятилетия люди потянулись к храму да и роль церкви в обществе сегодня явно изменилась. Что это, на ваш взгляд, за процессы?

— Отделение государства от церкви и — наоборот сегодня понимается так: государство не вмешивается в вероучение церкви, а церковь не вмешивается в политику государства. Но церковь тоже является полноправной частью общества: мы отвечаем по всем своим обязательствам, платим налоги, у нас есть право юридического лица. А главное — мы все уже 20 лет живем в новом государстве, и сейчас идет процесс, так сказать, взаимного узнавания церкви и государства, поиск и освоение путей взаимного сотрудничества на благо Родины. В первую очередь наша общая задача — и это впрямую декларируют президент и правительство — воспитание нового человека, ответственного гражданина, создание в обществе прочной платформы для гражданского согласия.

В советское время государство жёстко контролировало все, пыталось контролировать даже наши мозги, сегодня этого нет, и общество переживает труднейший период нового становления, иногда кажется, что буквально разваливается. В демократическом государстве к каждому приставить милиционера невозможно, контролировать человека должна только его совесть. А совесть — это уже такая категория, которую необходимо воспитывать. И как может церковь в этой ситуации оставаться в стороне?

Процесс возрождения народной совести — сложнейшее общее дело. Не надо для этого изобретать колесо, нужно вернуться к традиционным методам воспитания. Потому что, к примеру, если наша, российская, школа будет выполнять заказ только на профессионалов, только на знания, ничего не получится. В новом законе РФ об образовании написано: «Задача образования — воспитание нового гражданина», именно поэтому в стране идет апробация предмета «Основы религиозных культур и светской этики», и наш регион в числе других восемнадцати пилотных принимает участие в этой работе. На выбор школе, как и должно в демократическом обществе, дано шесть модулей. К сожалению, учителя, сами в свое время отрешенные от истоков отечественной традиционной культуры, выбрали в большинстве своем то, что им понятней и ближе — светскую этику. Однако таким образом государственную задачу воспитания ответственного гражданина решить невозможно. Ведь светская этика не опирается на нравственный закон, в учебнике по этому курсу написано, «что есть добро и что есть зло, человек выбирает сам…» Ну и что? Допустим, он выбрал добро, однако духовная жизнь предполагает сверх того отдачу добра — помощь другим людям, служение им, служение обществу, Родине, возвращает в обиход понятие святыни — того, что выше личного благополучия. Святыни человека, воспитанного по канонам отечественной православной культуры, — это родители, это Родина. Так гармоничным образом прививается в юных душах патриотизм, пестуется личность, наделенная не только узкоэгоистичными потребностями жизни, но целью и смыслом.

«Читаем очень поверхностно»
— Некоторые родители и учителя считают, что все эти новые предметы, в их ряду «Основы православной культуры», являются обучением сугубо религиозным…

— Да нет же! Религиозная культура это совсем другое — то, что преподается в семинарии, православной гимназии или воскресной школе. Здесь же главное — опора на традиции, духовную культуру народа, а это русский язык, наша классическая литература, музыка, живопись, — в воспитании гармоничной личности, доброго, ответственного гражданина. И вводится этот предмет как обязательный, чтобы у нас были общие нравственные точки отсчета и, как следствие, гражданское согласие, а не для того, чтобы нас разделить на атеистов и верующих. Как мы сегодня читаем того же Гоголя и Достоевского? Очень поверхностно, не зная, к примеру, что в своих произведениях они полемизировали между собой. Достоевский был последователем эстетической теории и говорил: «Красота спасет мир». Гоголь утверждал: красота может быть аморальной, и доказывал это через образ Панночки, служительницы темных сил. Наши великие писатели оттого и великие, что искали нравственную истину и учили добру. Это и есть духовная культура русского народа, и ее надо изучать.

— Какие наиболее эффективные формы сотрудничества епархии с обществом вы бы выделили особо?

— Этот спектр широк. Но, считаю, что мы правильно избрали главное направление и точки соприкосновения для взаимного узнавания и сотрудничества церкви и государства — через социальное служение. Помню первый «Поезд Памяти», который проехал в 1995 году по нашей области в честь 50-летия Победы. Эта идея объединила всех — ветеранов, церковь, власть, деятелей культуры. Пошли к руководству железной дороги, в администрацию — все откликнулись. А деревня тогда была брошена городом: нетопленные дома культуры, масса социальных проблем. И вот священники, деятели культуры и искусства сами пошли в народ: молебны у воинских мемориалов, добрые слова ветеранам, концерты светских и церковных художественных коллективов — залы набивались битком. Людям нужно было понимание, что о них не забыли… Потом департаменты образования и здравоохранения стали подключать к этим поездкам других специалистов. И к 65-летию Победы это уже был поезд с вдвое большим количеством вагонов, 50 священников в его составе, 200 деятелей культуры, социальных работников и врачей за 10 дней объехали 90 населенных пунктов. В минувшие годы был организован автопоезд, потом теплоход с такой же миссией. Причем в глубинку повезли и материальную помощь, и медикаменты. В составе «Поезда Памяти» и поезд «Здоровье» — это шесть вагонов с современным диагностическим оборудованием, посещаем детские дома, дома ветеранов вместе с сотрудниками администрации, которые берут себе на заметку, что не так, что нужно исправить, отремонтировать. Словом, с каждым годом эта акция укрепляется и растет. У подобных дел резонанс не столь быстрый, но он, без сомнения, есть. Мы наблюдаем, как и в глубинке жизнь постепенно налаживается, становится богаче не только материально, но и духовно.

— Молодежь сегодня идет в храм?

— А вы сами зайдите и посмотрите! Я всегда говорю батюшкам: не надо делить молодежь на плохую и хорошую — все наши. Поэтому, кроме традиционных приходов, епархия окормляет 16 мест заключения, у нас шесть реабилитационных центров для наркоманов — пять мужских и один женский. Нас зовут, и мы идем в армию, потому что туда призывается значительная доля детей-сирот, детей, не слышавших от рождения нравственного доброго слова… А какая за их плечами жизнь?! Полгода в армии их просто откармливают, прежде чем чему-то учить. То есть наша миссия работать со всеми категориями населения, а в очагах неблагополучия — с особым усердием.

Надо сказать, что в большинстве своих начинаний и деяний по взаимодействию с обществом мы всегда находили и находим поддержку у руководителей области. Надеюсь, что так будет и впредь.

«Знакомлюсь с бизнес-элитой»
— Владыко, скажите, пожалуйста, а кто, скажем так, из светских людей, встретившихся вам в жизни, вызвал у вас особое восхищение?

— Есть такой в душе иконостасик… Настоящий человечище — Валентин Афанасьевич Коптюг, масштабом личности, гражданским темпераментом он буквально меня потряс. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, помимо того, что он сделал для русской культуры, это был святой человек, излучавший огромную энергетику добра.

Вспоминаю, как однажды он пришел к нам в домовую церковь издательства Московской патриархии отслужить панихиду в годовщину смерти своей матери, а я об этом не знал. Но, находясь в соседнем кабинете, вдруг почувствовал особую волну, такое маленькое землетрясение от его присутствия — присутствия этого святого человека.

Немало добрых, хороших, патриотичных людей встречалось на моем пути. Многие уже ушли, но есть друзья и среди простых батюшек, и среди глав администраций, и в новосибирском землячестве в Москве… Вот сейчас знакомлюсь с нашей бизнес-элитой. Тот первый слой «новых русских», кажется, уже прошёл. Нынешнее поколение — в основном талантливые, по-настоящему образованные люди, и вот что важно: люди, патриотично настроенные. Может быть, некоторые из них и не лишены свойства, которое обозначается современной поговоркой «жадный, как спонсор», но тем не менее и о народе они думают, и о городе, и о престиже родного края.

— Какими, на ваш взгляд, должны быть взаимоотношения церкви и СМИ?

— Я не сторонник навязывать СМИ решение духовных проблем. У нас всех есть великая русская культура, и, если бы СМИ так или иначе стали ее пропагандистами, было бы прекрасно. А то мы сегодня немало знаем о Конфуции, Будде, но не знаем русской философии. Не храним в памяти даже таких имен, как отец Павел Флоренский, который был русским Леонардо да Винчи и сделал много научно-технических открытий и ничуть не меньше в сфере духовного знания.

Смешно и грешно сказать: вся страна (в большой мере с подачи СМИ) живет по восточному календарю — то мы отмечаем год Собаки, то Кролика, не зная основ и уж тем более не изучив глубины собственной русской культуры. Почему религия всегда нова (хотя есть люди, считающие её чем-то отжившим)? Да потому,что каждое новое поколение, каждый человек хотят разобраться в мировоззренческих вопросах: кто создал этот мир? Откуда взялось это общество? Кто такой я? Как мне ко всему этому относиться? И если мы не дадим ему в этих поисках доброй подсказки, он может уйти неведомо куда… А СМИ — от районной газеты до интернета — сегодня составляют огромное зеркало жизни. Важно, в чьих оно руках.

СПРАВКА
В Новосибирской епархии около 60 храмов, 40 храмов находятся в процессе строительства. В городе и области зарегистрировано 145 приходов, но фактически их больше: некоторые еще не имеют юридического оформления. В епархии 234 священнослужителя.

ЦИФРА
73 процента россиян относят себя к последователям православия.