О русских, музыке и письмах
За псевдобегством дорогого гостя последовал не менее очаровательный поступок хозяев встречи — Высокому Блондину подарили валенки. Разные: тёмный короткий и светлый длинный. Господин Ришар не удивился такому гостеприимству и не замедлил примерить традиционную сибирскую обувь.
— Мне сказали, нужно обязательно приехать в кинотеатр, иначе новосибирская публика просто не поверит, что я действительно здесь, в Сибири, — признался француз. — Как видите, я действительно здесь. Если хотите, можете подойти и потрогать меня (в зале громким шепотом: «Хотим»). Поездка в Сибирь, в ваш город — огромное удовольствие. Для французов, для парижан Сибирь — это всё-таки почти конец света, что-то такое мифическое (восторженный смех). Вы так далеки от Франции и в то же время очень нам близки.
«Фильм «Игрушка» мне близок»
Пьер Ришар непринуждённо садится в кресло, слева от него — сын, Оливье Дефэй. От расслабленной позы знаменитого комика, от его коричневой кофты, валенок, ромашек взволнованно-торжественная атмосфера в зале как-то ломается, перетекает в другую. Домашнюю, тёплую. И все в зале — пожилые учительницы французского, скромные пары, студенты-филологи — расслабляются тоже.
— Насколько я знаю, сегодня вы будете смотреть этот знаменитый фильм, «Игрушка»? — продолжает господин Ришар. — Это мой любимый фильм. Для меня он не только комичный. Он очень глубокий. Не скажу, что «Игрушка» автобиографична, но тем не менее какие-то черты из моей биографии всё-таки там присутствуют. Конечно, я не был журналистом. Но скорее я был тем ребёнком, которого вы видите в этом фильме. Это кино трогает, волнует, затрагивает глубокие социальные проблемы, происходящие во французском обществе. Вы заметили гениальность маленького мальчика, который снимался в «Игрушке»? Когда я забывал кусочки текста, он мне всегда их подсказывал. Этот фильм очень-очень мне близок.
— Дорогой Пьер, есть мнение, что французы и русские похожи, — зачитывают вопрос от зрителя Александра. — Вы тоже так считаете? В чём, по-вашему, у нас и вправду есть сходство, а в чём мы кардинально различаемся?
— Русские — это тот народ, который любит Францию, французский народ и французский язык, — отвечает актёр. — Мне кажется, что я намного ближе к русским, нежили к американцам по внутренней культуре. Что меня потрясает, что меня притягивает в русских, это чрезмерность. Всё выливается через край: ваши чувства, ваша работа, даже то, как вы говорите. Чувства и чувствительность — это нас сближает. Кроме того, хочу сказать: вы столько же пьёте, сколько французы (тут зал буквально взорвался). Но это комплимент, — с улыбкой уточнил Ришар.
«Очень люблю джаз»
— Дорогой Пьер, какой поступок, о котором вы сейчас думаете: «Вот это да!», вы совершили ради женщины? — звучит следующий вопрос от Ирины.
— Это такой обширный вопрос, — растерянно заметил Пьер, в то время как зрители в очередной раз полегли от смеха. — Я бы хотел женщине вернуть и воздать всё то, что она дала и даёт мне. Даже если я смогу вернуть хотя бы половину, это уже много, это уже для меня огромная честь.
— В фильме «Укол зонтиком» главная героиня сварила ваши пластинки в кастрюле, — вспомнила Анна. — Какие из них были вам особенно дороги? Каковы ваши музыкальные предпочтения?
— Мои музыкальные вкусы очень обширны. Очень люблю джаз. Люблю бразильскую музыку, потому что моя жена родом из Бразилии. Мне очень нравятся Гинсбург (видимо, имеется в виду Люсьен Гинсбург, известный под псевдонимом Серж Генсбур. — Авт.), Джо Дассен. Это два великих французских поэта и исполнителя. Они больше чем певцы. Они больше чем поэты в душе. «Я, конечно же, люблю гулять по Елисейским полям…», — произносит Пьер Ришар. Видя непонимание в зале, старается наспех «вытянуть» строчку из песни Джо Дассена «Елисейские поля» (все в зале улыбаются). — Музыка, которую вы слышите в фильме «Игрушка», была написана композитором, моим другом Владимиром Косма, с которым я работал в восьми или десяти фильмах. Все его композиции позволяют раскрывать характер персонажей, которых я исполнял. Также мне нравится Майкл Джексон. К сожалению, не могу изобразить все его трюки (ловко задирает ногу кверху, несмотря на возраст). Валенки мешают (и снова смех в зале).
«Это трогательно и странно»
— Ваш спектакль «Пьеру Ришару. До востребования» построен на письмах. А получали вы письма из России? — прозвучал вопрос от Ольги.
— Я получаю много писем из России. Особенно меня взволновало письмо от семилетнего мальчика, проживающего во Владивостоке. Это очень трогательно и немножко даже странно, что человек, которому шесть-семь лет, находясь в десяти тысячах километрах от Франции, страны, где я живу, смотрит мои фильмы, реагирует на них и пишет мне письма. Я повторяю: это трогательно и в то же время как-то странно. Спектакль, который вы увидите, меня очень подбадривает. Вы привыкли меня видеть на экране, теперь увидите на сцене. Я думаю, что на сцене я, наверное, лучше, чем на экране. Все письма, на которых основан спектакль, вымышленные. Потому что я не могу зачитывать на широкую публику сцены из тех посланий, которые мне приходят. Но ответы, которые я даю, абсолютно реальные. В них я как бы рассказываю о своей жизни, о своих отношениях с очень разными людьми, о своих приключениях.
Возможно, в будущем в спектаклях знаменитого французского актёра и режиссёра Пьера Ришара появится отдельная «статья» — о приключении Высокого Блондина в Сибири. Так, по приезде в Новосибирск он забыл мобильный телефон в самолете. По словам артиста, он довольно часто теряет вещи.
— Мне очень было приятно, что нашли мой мобильный телефон и вернули. Если вы увидите, что где-то на улице что-нибудь валяется — это все мое, — пошутил Пьер Ришар.
ФАКТ
В 1988 году Пьер Ришар представил на Х фестивале Нового латиноамериканского кино свой документальный фильм «Расскажите мне о Че», снятый им на Кубе.
В этот фильм вошли воспоминания людей, близко знавших кубинского революционера Эрнесто Че Гевару, а также кадры кинохроники, на которых он был запечатлён.