Людмила МОНАХОВА: Нам беречь родную речь
Горожане и гости города с воодушевлением восприняли это послание, и теперь «культурный блок» в метро (отмечаются юбилеи писателей и поэтов, другие важные события) — одно из направлений образовательно-просветительского проекта «Уроки русского» — стал неотъемлемой частью жизни города. С инициатором всех этих благих дел, членом Общественной палаты области, директором организованного ею же фонда «Родное слово» Людмилой Аркадьевной МОНАХОВОЙ читатели «Советской Сибири» уже не однажды встречались. Этот разговор состоялся на пороге важного события: 21 февраля вот уже одиннадцатый год ЮНЕСКО отмечает Международный день родного языка. Не остались в стороне от этого благородного движения и новосибирцы.
— Людмила Аркадьевна, насколько я знаю, уже в прошлом году этот день был наполнен для новосибирцев массой интересных мероприятий. А нынче?
— Да, в прошлом году мы привлекли внимание общественности к этой теме курсом лекций для горожан в областной научной библиотеке. И накануне Дня родного языка председатель попечительского совета нашего фонда «Родное слово», доктор филологических наук Леонид Григорьевич Панин читал лекцию «Пушкин и русский язык». На этот раз там же, в областной библиотеке, он выступит с лекцией «Русский язык: от прошлого к будущему». За полчаса до нее состоится презентация чрезвычайно содержательной книжно-иллюстративной выставки «Родная речь, родной язык любимый», где будут представлены интересные материалы по русскому языку, новинки по языкознанию, истории языка, справочники и прочее. Отдел редкой и ценной книги выставляет здесь «Ломоносовскую грамматику» и другие раритеты. Но главная наша радость — именно в этот день в 16 часов в областной научной библиотеке открывается Центр русского языка.
— Что это?
— Эта уникальная площадка будет работать как справочно-информационный центр. Здесь собрана литература по русскому языку — справочная, информационная, методическая, в том числе на современных носителях (аудиокниги, аудиолекции и словари). Здесь же оборудовано два компьютерных места для читателей: в этих компьютерах будут загружены ссылки на хорошие российские филологические сайты, справочники, лекции наших уважаемых профессоров. Со временем разместим здесь и тесты, которые будет создавать координатор этого центра Екатерина Викторовна Саженина — аспирантка института филологии педуниверситета. Здесь же разместятся стеллажи с детскими книгами и компакт-дисками: мы надеемся, что родители станут сюда приходить с ребятами. Есть в центре и большой телемонитор, в дальнейшем будут демонстрироваться презентации, фильмы, лекции. Мы надеемся, что Центр русского языка станет местом формирования определенного филологического сообщества Новосибирска. Потому что уже сегодня у нас здесь проходят «круглые столы», мини-лекции, заседания рабочих групп по реализации образовательно-просветительских проектов, связанных с русским языком.
— Главное предназначение центра?
— Прежде всего в центре люди смогут получить квалифицированную консультацию, если у них возникнут вопросы по грамматике, орфографии, синтаксису, и пройти тесты по проверке собственного уровня грамотности. Они смогут посмотреть здесь книжные новинки, выставки, связанные с какими-то филологическими датами, днями рождения филологов или юбилеями хороших книг или хороших поэтов и писателей.
— Кто будет помогать центру в работе?
— Это хочется отметить особо. Мы намерены привлечь большое количество социальных партнеров, и прежде всего фонд «Родное слово». Фондом получено два гранта губернатора для дальнейшего продолжения проекта «Уроки русского», в том числе в проекте заложены деньги на оплату работы учителей русского языка, поэтому совсем скоро планируется открыть здесь курсы совершенствования русского языка для взрослых «Грамотный город». Будем набирать группу людей, небезразличных к состоянию собственной грамотности и знанию русского языка, и два известных в области словесника — заслуженный учитель России Надежда Алексеевна Федосеева из гимназии № 1 и победитель конкурса «Учитель года-2010» Наталья Михайловна Цыганкова из 2-й Новосибирской гимназии будут вести эти курсы. Они согласились это делать, понимая, что нужно предпринимать конкретные шаги по сохранению русского языка и оказывать подобную помощь горожанам, а не только считать количество двоек и троек за диктанты. Здесь же, в центре, мы сможем вести межкультурный диалог по укреплению взаимопонимания между народами, населяющими нашу многонациональную область.
— Людмила Аркадьевна, вы говорили о формировании в будущем некоего филологического сообщества. А сегодня уже есть какое-то сообщество вокруг фонда «Родное слово», есть активисты, энтузиасты, лица, которые вы узнаете?
— Во-первых, складывается круг людей, которые постоянно посещают открытые лекции по русскому языку, и зал от раза к разу все больше и больше заполняется. Мы замечаем, что на лекции для горожан, для библиотекарей — есть у нас еще лекции для родителей — приходят одни и те же люди. Тема русского языка им интересна в любом аспекте, за все услышанное они искренне благодарят. Складывается также группа волонтеров, которые готовы помогать фонду: кто-то материально, кто-то организационно. Например, после одной из общих лекций ко мне подошел молодой человек и спросил, сколько это стоит. И потом заметил, что мог бы оплачивать просветительские материалы, которые располагаются в метрополитене. И вот буквально на днях в метро появились новые плакаты акции «Я вернулся в мой город», посвященные 120-летию Осипа Мандельштама, и все они сделаны на средства Олега Бемова, молодого новосибирского предпринимателя, который взял на себя все эти затраты. Причем когда я предложила ему написать на плакатах: «Акция проводится в рамках проекта «Уроки русского» при поддержке такого-то». Он ответил: «Не надо, для меня не это главное».
Проверьте свою грамотность!
1. В каком слове не допускается двоякое ударение:
А) творог
Б) коклюш
В) индустрия
Г) казаки
2. В каких словах после шипящих на месте пропусков пишется буква о?
А) девч..нка
Б) прич..ска
В) капюш..н
3. В каких примерах не пишется раздельно?
А) Вчера (не) было дождя.
Б) В мире бушует (не) погода.
В) Мы смотрели этот фильм (не) раз.
Г) Право на (не) движимое имущество.
4. Замените выделенные иностранные слова исконнорусскими:
А) В сфере торговли необходим перманентный контроль.
Б) В сборник включены рассказы современных топовых авторов.
В) Современные тинейджеры хорошо разбираются в компьютерах.
5. Закончите пословицы:
А) Кто говорит, тот сеет, кто слушает…
Б) Голова без ума, что фонарь...
В) Хорошую речь хорошо...
6. Соедините попарно фразеологизмы-синонимы:
куры не клюют во весь опор
прошел огонь и воду ноги протянуть
дать дуба хоть пруд пруди
в мгновение ока стреляный воробей
7. Выберите правильную форму управляемого существительного:
А) отдать долг Родине — отдать долг перед Родиной.
Б) обсуждение доклада — обсуждение по докладу.
В) подвести итоги форума — подвести итоги по форуму.
8. Расставьте верно недостающие запятые:
«Да будет же честь и слава нашему языку (1) который в самородном богатстве своём (2) почти без всякого чуждого примеса (3) течёт (4) как гордая(5) величественная река...» Н. М. Карамзин.
А) 1, 2, 3, 4, 5.
Б) 1, 2, 3, 5.
В) 1, 4, 5.
Г) 1, 2, 3, 4.
(Правильные ответы будут опубликованы в «Советской Сибири» 22 февраля.)
ЦИФРА
8000 листовок с тестом «Проверьте свою грамотность!» будут распространены в Новосибирске накануне Международного дня родного языка.