«Шоколад» — сладкий, горький, очень пластичный
В самый разгар репетиций — несколько вопросов главному действующему лицу проекта — хореографу Татьяне БЕЗМЕНОВОЙ.
— Татьяна, как вы пришли в профессию — любовь к танцу у вас с детства?
— Я никогда всерьез не думала, что танцы станут моей профессией, долгое время расценивала их как хобби. Еще школьницей была танцором международного класса по бальным танцам с достаточно определенными и яркими перспективами… Но в один момент сама для себя закрыла этот путь — поступила на филологический факультет Томского университета, решив серьезно заниматься наукой. И поняла для себя, что филология и танец — вещи несовместимые. Но, бросив танцы, я очень тосковала по ним. И тогда мои друзья буквально за ручку привели меня в замечательный коллектив. Я начала заниматься абсолютно новым для меня направлением — рок-балетом, которое меня страшно захватило. Музыкальная основа здесь — «The Scorpions», «Pink Floyd», Оззи Осборн, самое «мягкое» — Майкл Джексон. Тогда это была уже современная хореография, если сравнивать с сегодняшним днем — по эстетике сопоставимая с танцами в мюзиклах.
— А потом вы окончили ГИТИС и поставили, в том числе и в «Глобусе», много интересных спектаклей… Что включает в себя профессия балетмейстера, что он должен знать?
— Очень многое. Историю театра, литературы, балета, драматургии. Просто историю. Геометрию, как ни странно это звучит. Математическое мышление должно присутствовать, ведь речь идет о композициях, о так называемом рисунке роли. Обязательно историю искусства, так как живопись, скульптура — два ближайших родственника балета. Историю музыки, оперного искусства. Наши мастера на курсе говорили, что все требования к балетмейстеру заложил Жан Жорж Новер в своем философском трактате о балете, о театре. Постулаты Новера для балетмейстера, как клятва Гиппократа для медиков. Ну и непременно должны быть фантазия, воображение…
А если мы берем такую тонкую тему, как балетмейстер драматического театра, тут уже точно человек должен знать все — и режиссуру, и актерское мастерство, и особенности драматургии, потому что они абсолютно идентичны драматургии в литературных произведениях.
— Как выстраивались ваши отношения с театром?
— Пока я училась в ГИТИСе, зная мою склонность к драматическому театру, мастера, профессора, которые нами занимались, предлагали мне поучаствовать в постановках разных режиссеров. Конечно, в этот период в основном приходилось работать с балетными танцовщиками, но такого удовольствия, которое я получаю от работы с драматическими актерами, я не получаю нигде. Правда. Я всегда точно знала, что пойду в драматический театр. Мне очень интересно сидеть рядом с режиссером и вместе с ним придумывать спектакль. Этот процесс гораздо важнее, нежели сочинить какой-нибудь отдельный танцевальный номер.
— С каким материалом вам комфортнее работать — классика, современные пьесы? Или это не имеет значения?
— Не имеет значения. Но выходит так, что я больше работаю с классикой. Мне всегда везло с названиями произведений, с режиссерами, художниками, композиторами, артистами. Я как-то сразу влюбляюсь в работу.
— Обращаясь к предстоящей премьере, насколько, по вашему мнению, драматическому актеру интересно существовать в пластическом спектакле?
— Безусловно, это развитие. Развитие прямых профессиональных навыков актера. Дело в том, что в любом, не только в пластическом, спектакле очень большое значение придается форме. Если брать во внимание систему Михаила Чехова, вначале — форма, а потом — содержание. Я подчеркиваю, наш спектакль для драматического артиста. Мы не стремимся показать технические совершенства, мы хотим через форму передать содержание.
— В чем фишка этого театрального проекта?
— Открою вам небольшую «закулисную тайну». Когда актеры пришли на первую репетицию, главный вопрос был: «Что такое «Шоколад?» Я попросила их предложить свои версии, было много вариантов. Но когда я сказала, что «шоколад» — это театр, все были приятно удивлены. Ведь что такое театр? Он может быть горьким, может быть сладким, как наш театральный труд. Горький — для постановщика, а сладкий — для зрителя, на премьере. Или бывает наоборот, сам репетиционный процесс — сладкий, а результат… Такая вот метафора-перевертыш.
Конечно, мы хотим говорить на близкую для всех нас тему — о месте, где мы работаем. Но мы будем рассматривать тему шире. Противоположность «горько-сладко» — это не только театр, это как все в нашей жизни, поэтому мы будем рассказывать в нашем спектакле разные жизненные истории.
— Будет ли в спектакле рассказана, например, история любви?
— Непременно. Хотя «Шоколад» — это в большей степени история наших мечтаний, нежели конкретная история любви. Приведу пример. Если какой-то человек кажется вам неприятным на первый взгляд, подумайте о том, что он может быть другим в своем мире — мире мечтаний, может быть любимым и любящим свою семью, детей. Я когда начинаю об этом думать, сразу возникает другое отношение к человеку. Это позиция терпимости. А вообще очень не хочется говорить каких-то громких слов. Хочется сделать человеческую историю — без агрессии, жестокости, насилия, устали мы все от этого.
— Шоколад будет одним из действующих лиц?
— Скорее, лакмусовой бумажкой для проявления человека в разных ситуациях. Но мне бы не хотелось раскрывать все секреты, хочу сохранить некую интригу. Думаю, зритель, придя на наш спектакль, все поймет и почувствует сам.
— На какую аудиторию он рассчитан?
— Прежде всего этот спектакль для людей, имеющих жизненный опыт. Также мы ждем и молодежь в возрасте от 16 лет: интересно, какие выводы сделают эти зрители...
НАША СПРАВКА
Татьяна БЕЗМЕНОВА родилась в Новосибирске.
Окончила ГИТИС (РАТИ), балетмейстерский факультет (курс народной артистки СССР профессора Ольги Тарасовой). Сегодня живет и работает в Москве.
Работы в театре:
Томский областной театр драмы
(реж. Ю. Ильин) — «Дон Хиль зеленые штаны» Т. де Молины; (реж. О. Афанасьев) — «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Маленькая Баба- яга»;
Московский драматический театр «Сфера»
(реж. Е. Еланская) — «Красавец- мужчина» А. Островского (1999);
Курганский драматический театр
(реж. Л. Гушанский) — мюзикл по пьесе Д. Вассермана «Человек из Ламанчи»;
Республиканский русский академический театр, Башкортостан
(реж. О. Рыбкин) — «Тварь» В. Семеновского (2005);
Красноярский драматический театр им. А. Пушкина (реж. О. Рыбкин) — «Король Лир» В. Шекспира (2006), «Счастливого Рождества, дядюшка Скрудж!» (2006), «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (2009), «Ночь ошибок» О. Голдсмита (2008), «Темные аллеи» И. Бунина (2009), «Чайка» А. Чехова (2009), «Пули над Бродвеем» (2010);
Пермский академический театр драмы
(реж. О. Рыбкин) — «Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше (2006);
Красноярский театр музыкальной комедии
(реж. С. Селеменев) — «Снежная королева» М. Минкова;
Омский академический театр драмы
(реж. О. Рыбкин) — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского (2009);
Пермский театр юного зрителя
(реж. В. Гурфинкель) — «Ночь перед Рождеством» Н. Гоголя (2009);
Омский «Пятый театр»
(реж. О. Юмов) — «33 обморока» по «Водевилям» А. Чехова (2010);
Новосибирский драматический театр «Старый дом»
(реж. А. Зиновьева) — «Таня-Таня» О. Мухиной (2010);
Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»
(реж. В. Гурфинкель) — «Чума на оба ваши дома» Г. Горина (2008), «Шукшин. Про жизнь» (2009); (реж. А. Зиновьева) — «Том Сойер» В. Семенова (2010); (реж. А. Крикливый) — «Жизнь прекрасна!» Э. Лу (2010), «Толстая тетрадь» А. Кристоф (2010).