USD 102.5761 EUR 107.4252
 

У молока сложная арифметика

Зоя ТЮРИНА. Фото автора. Барабинский район.
Такое стадо не на каждом подворье увидишь.
Такое стадо не на каждом подворье увидишь.

Как сообщил министр сельского хозяйства Новосибирской области Георгий Иващенко, главной целью конкурса является выявление лучших личных подсобных хозяйств, которые добились наибольших показателей в производстве и реализации сельскохозяйственной продукции. Он призван также стимулировать население районов области развивать личные подсобные хозяйства и выходить со своей продукцией на продовольственный рынок.

Лучшую семейную ферму выбирало конкурсное жюри по трем номинациям: в растениеводстве, по производству и реализации молока и мяса. Главным критерием было количество произведенной и реализованной продукции, а также ее качество.

В 2010 году за звание лучшей семейной фермы Новосибирской области боролось 50 личных подсобных хозяйств, расположенных в районах.

По итогам оценки достижений фермеров лучшим личным подсобным хозяйством в растениеводстве стала семейная ферма Николая Светлакова (Новомихайловский сельсовет Татарского района); по производству молока — хозяйство Юрия Ткаченко (Мичуринский сельсовет Новосибирского района); по производству и реализации мяса сельскохозяйственных животных — Яшил-Огул Оглы Гасанова (Убинский сельсовет Убинского района).

Победители получат денежное вознаграждение и почетные грамоты губернатора Новосибирской области.

С сегодняшнего номера мы начинаем цикл публикаций о лучших семейных фермах области в 2010 году. Первый репортаж из Барабинского района, с молочной фермы Александра Киберлейна.

Хорошо помню первую встречу с Александром Киберлейном и Риммой Бияновой. У них и тогда, два с лишним года назад, была самая крупная в Барабинском районе семейная ферма: 12 коров, множество другой крупной и мелкой живности. Только молока за год сдавали около сорока тонн. Это сколько же надо работать, чтобы вдвоем управляться с таким подворьем? Ведь белого света не увидишь…

И вот тут пришло время о-очень сильно удивиться. Оказалось, что семья так организовала дело, что время оставалось и на полноценный отдых, и вообще на нормальную жизнь. У Александра и Риммы даже не видно, что хозяева соседствуют с таким большим стадом. Все животные на заднем дворе, а «человеческая» зона в чистоте и порядке.

Насколько возможно, Александр Егорович механизировал всю работу на ферме, молоко же они не перерабатывали, а сразу сдавали в приемный пункт. Об увеличении поголовья хозяева не думали. Разве что довести число коров до пятнадцати, выбрав затем 10 — 12 наиболее продуктивных. А в остальном менять нечего.

Но перемены произошли
И все же перемены усадьбу Александра Киберлейна не миновали. Закончили перестройку дома, запустили гараж. Построили его три года назад, но требовалось, что называется, довести до ума. Сразу не сложилось, потому что сын Денис по окончании сельхозтехникума ушел в армию. А парень такой, что отцу первый помощник — хоть на подворье, хоть на покосе. Без него больших дел и не затевали. Прошлой осенью Денис вернулся, вот и занялись строительством.

В первую очередь возвели помещение для молодняка. Под овощи и картошку они арендуют огород по соседству, а собственные 14 соток полностью отданы скоту. По периметру стоят скирды сена, животные свободно подходят и едят, сколько аппетит требует. Ох и много же их здесь! Коровы, молодняк, лошади, овцы — все упитанные и, похоже, довольные жизнью.

Вот какие из своих намерений не осуществили хозяева, так это остановить рост поголовья. Сейчас у них уже 22 коровы, а всего крупного рогатого скота 60 голов, к весне будут все восемьдесят. Неужели и сейчас обходятся собственными силами? Да. Денис подставил свое крепкое плечо и родители без страха расширяют подворье.

Конечно, им легче, чем, наверное, любой другой семье в Зюзе. Александр и Римма — зоотехники, Денис — ветфельдшер. Кроме того, работает специалистом местного ветучастка: мотается по деревням, лечит скот. А уж на своем-то подворье три специалиста не допустят болезни, грамотно подберут рацион кормления.

После армии Денис взял первый в своей жизни кредит и семья приобрела трактор МТЗ-82. Конечно же, покупали с рук, еще сто тысяч рублей в ремонт вложили. Как сами смеются: купили нормальный — сделали хороший.

Считать приходится всё
Кредит взяли на три года, для них это посильная ноша. Зато на трактор не нарадуются — как будто специально для Сибири сделан: легко заводится и зимой, в любое время можно почистить двор, вывезти отходы с фермы.

Ежедневно подворье дает им полтора центнера молока, весной и летом — побольше. Завистникам, наверное, кажется, что у этих «кулаков» деньги рекой льются. Чужое добро ведь считать легко: помножь удой на цену за литр — и сразу представишь размер соседского кошелька. Но Римма Николаевна уверяет, что считать приходится каждый рубль, потому что после умножения следует произвести несколько вычитаний. Расходы на хозяйство большие: надо строить, покупать витамины, лекарства.

Опытные хозяева стараются сократить расходы в основном за счет увеличения доли своего труда. С возвращением Дениса, например, они отказались от заменителя цельного молока, которым выпаивали телят. По логике продукт этот создан, чтобы экономить, но его производители в последние годы явно перегнули палку: по цене он сравнялся с молоком.

Сели, посчитали и решили часть молока сепарировать. Обрат — телятам, а сливки — на продажу. Для хозяйки — дополнительная работа. Раньше они молоко и в дом не заносили: подоили — и сразу увезли на молокоприемный пункт. Теперь дважды в день включается сепаратор, потом моется посуда. А Денис раз-два в неделю увозит сливки в город.

Сам на рынке парень не стоит, благо уже сформировалась сеть постоянных покупателей. Продукцию с их фермы горожане раскупают охотно: она дешевле и всегда хорошего качества.

Результат этой многоходовки такой: выручка от продажи сливок минус расходы на поездку в город — всё это примерно равняется сумме за сдачу молока. Телят же, получается, выпаивают бесплатно.

Вот сколько приходится поработать, чтобы исключить одну-единственную статью расходов. Конечно, по сельским меркам семья живет в достатке. Молоком «закрываются» все повседневные потребности, включая поездки Дениса на сессии в аграрный университет. Но уж если предстоят очень серьезные траты, приходится сдавать скот.

Подворье и колхоз — разница большая
Пусть доходы от молока не астрономические, но для села надежный вариант трудоустройства.

В Зюзе официально признаны безработными 12 человек. Однако глава муниципального образования Валерий Кукишев считает, что реально не работает десятая часть трудоспособного населения. Кажется, чего проще: пусть заводят семейные фермы, тем более что пример перед глазами.

— Начинать такое дело с нуля очень сложно, — обозначает первую причину Александр Егорович. — Если нет техники, то может вообще убытками обернуться.

Они с Риммой начинали не с нуля, но с обычного по размерам подворья. Поголовье наращивали постепенно. Первый трактор купили в рамках нацпроекта «Развитие АПК». С учетом государственной субсидии банку они заплатили лишь два процента сверх полученной суммы. На второй трактор кредит брали уже под 16 процентов, переплатят гораздо больше.

Увы, нацпроект «Развитие АПК» ушел в тень, однако честно работает областная программа господдержки сельхозпроизводства. Семья Киберлейна уже дважды побеждала в конкурсе личных подсобных хозяйств, а затем и семейных ферм. Премии на 60 процентов покрыли банковскую нагрузку на сумму кредита.

Но с такими кредитами вырасти до побед светит далеко не всем. Зато у всех существует еще одна проблема — дешевизна молока с частных подворий. Если колхоз за качественное молоко может получать до 16 — 17 рублей за литр, то частник — только 8 рублей. Его молоко принимается как несортовое. Почему — никто объяснить не может.

В Зюзинском молокоприемном пункте работает опытный лаборант Галина Токарева. Она с удовольствием рассказывает о трудовых достижениях односельчан — нынче с личных подворий на молкомбинат в Куйбышеве отправлено 183 тонны молока.

— И при этом несортового там не было ни литра. У нас есть оборудование для определения качества молока. Два раза в неделю отправляю в лабораторию комбината «Бараба» пробы на жирность, и они соответствуют нормативам первого сорта. Колхозы получают 13 — 15 рублей за литр такого молока.

В селе крепнет мнение, что большое подворье становится невыгодным. Кредиты дорогие, молоко дешевое. И уже идет сокращение молочного стада. В прошлом году зюзинцы сдали 211 тонн молока, нынче — на 28 тонн меньше. Тенденция, однако.

Фотографии статьи
За столом у семьи всегда свежее молоко.
За столом у семьи всегда свежее молоко.
Александр Киберлейн: «Животные нуждаются в тепле рук».
Александр Киберлейн: «Животные нуждаются в тепле рук».
Такое стадо не на каждом подворье увидишь.