USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Юбилей: перезагрузка... усушка... утруска...

Любовь ГЕРАСИМОВА. г. Новосибирск. Фото с сайта wmforum.net.ru
За мишурой гламура не видно человека.
За мишурой гламура не видно человека.

Кто играет королеву?
В ознаменование своего юбилея любимая зрителем Людмила Марковна Гурченко начала посвящённую этому событию передачу на НТВ «зажигательным» номером, где она притопывала и извивалась в обрисовывающих ноги глянцевых лосинах, окружённая кордебалетом юношей с полуприкрытыми торсами.

Всё это было придумано, конечно, лихо, но почему же из всего разнообразия и богатства актёрского и житейского опыта, приобретённого с годами, признан ценным только нажим на явно гипертрофированный для возраста зрелости и мудрости «сексапил»? Натиск, в конечном счёте — балаган? То, что говорили в сюжете передачи «Марковна: перезагрузка» об актрисе партнёры-мужчины, тоже сводилось в основном к педалированию какой-то фантастической, неизвестной в природе «фееричности» юбилярши и напоминало всем известные байки рыбаков о размерах улова.

Соблазнительность, якобы не иссякающая с прожитыми десятилетиями, несомненно, бриллиант в короне мастера-артиста, но разве на восьмом десятке это самое актуальное «достижение» из багажа актёра-личности и нет иных? Разве уронил себя, например, доселе не утративший манкости и обаяния другой наш корифей, Владимир Зельдин, если, несмотря на сохранившийся блеск в своих глазах и в глазах его поклонниц, он в роли юбиляра не свёл свой артистический диапазон до функциональной узости мачо?

Мысли и суждения, высказанные Гурченко во многих прошедших в связи с круглой датой интервью, её открытые и прямые разговоры о жизни, творчестве и о себе зачастую звучали контрапунктом со зрительным рядом, сопутствующим юбилярше. Патлатые парики, наклеенные огромные ресницы, смелый макияж (и другие, более радикальные ухищрения) создали самый обобщённый, в сущности, расхожий облик «красавицы», лишённый индивидуальных конкретных черт. То есть народная любимица предстала в шоу на НТВ, как маска. Хотя зрителю наверняка захотелось бы заглянуть в глаза и увидеть истинное лицо актрисы, создавшей образы, полные драматизма, в фильмах «Старые стены», «Пять вечеров», «20 лет без войны» и многих других.

О базисе и надстройке
В одной из бесед свой излюбленный стиль героиня юбилея определила как «классический базис и феерическая надстройка». Да вот только всё чаще вся «феерия» скорее сводится к стилю «Хэлло, Долли!» — слишком уж много подчас — до ломоты в глазах! — в её парадных туалетах блёсток, сверкания мишуры-бахромы, броской деталировки…

Тем, что сделано ею в кинематографе, Людмила Марковна давно заслужила стойкий интерес публики. Но предпринятая ею «перезагрузка» оставила досадную оскомину: уж не поменяла ли мало-помалу юбилярша основную профессию? Актёр, а особенно истинно народный, может взять и паузу. И помолчать, размышляя, в кадре. Позволить зрителю заглянуть себе прямо в глаза — без ухищрений грима и макияжа. А вот аниматор, массовик-затейник — никогда: всегда надо скакать, прыгать, изображать оживляж, не общаться с публикой — заводить её, как сейчас говорят, зажигать… Смогла же и в упомянутой программе героиня позволить себе на несколько мгновений предстать без камуфляжа — и этот кадр «без прикрас» поистине дорогого стоил и мог бы стать в сюжете точкой отсчёта, а не трюком, но…

Недавний юбилейный бенефис Гурченко на НТВ крупным планом высветил общую проблему облика актёра, особенно актрисы, на телеэкране. Похвальный «гурченковский» подход к этому известен с «Карнавальной ночи»: знаменитая талия, демонстрируемая вплоть до нынешней «перезагрузки» стройность ножек… Пример и пропаганда народной любимицы Людмилы Марковны авторитетны и имеют влияние. Да к тому же эпоха конкуренции, стандарты шоу-бизнеса…

На эстраде, в роли ведущего концерта, в ток-шоу выигрышно смотрится подтянутая стройняшка, спору нет! У распустёх и «мешков с жиром» в подавляющем большинстве видео- и шоупроектов нынче нет шансов, и это, в общем, справедливо. Став откликом на зов времени, плодотворно раскрылся и расцвёл на телеэкране вполне конкурентоспособный в сравнении даже с западными типаж. Это поджарый, играющий мускулами не только «боевик», но теперь ещё и благородный «силовик». И кто бы сомневался, что здоровье и хорошая форма исполнителя — оснащение профессии!

Вот только и здесь важна степень, помогающая главному — работе над образом. Между тем границы стройности, в частности актрис и шоу-див, иной раз доведены до тех пределов, которые сплошь да рядом лишают ряды главных и «фоновых» персонажей фильмов и образной неповторимости, и выразительности. Существовали же некогда и приносили свои художественные плоды и возрастная характерность, и индивидуальная изюминка «простаков» и «толстяков», на сегодня, похоже, изжитые и замещённые тем, с чем легче управляться и что сподручнее эксплуатировать.

Сам себе… образец
Да и сегодня настоящие таланты способны сверкнуть и держать на себе даже стандарты сериала, не теряя приобретений зрелости. Не мимикрируя под гламур и не напирая из кожи вон на какую-то мифическую «фееричность» и соблазнительность! Достаточно вспомнить Инну Чурикову в «Винтовой лестнице», Елену Яковлеву в телесаге о Каменской, Марину Неёлову (сериал «Предлагаемые обстоятельства») практически в роли самой себя — известной актрисы. Более чем убедительные и состоятельные примеры.

Но, похоже, с оттеснением на обочину творческой роли режиссёров на первый план сейчас выдвинулись вкусы и пристрастия продюсеров. Вот и кочуют с кукольными личиками из сериала в сериал прилизанные под один стандарт, от «модельной» худобы лишённые мимики условные «золушки» из провинции, матери семейств, бизнес-леди, женщины-следователи, героини жизненных драм.

В поточном фильмопроизводстве на такой лад начисто забыты заветы отечественной школы драматического искусства; по ним в создании образа, раскрытии личности иной раз важны и дороги оставленные прожитыми годами морщинки у глаз, а то и «страшные» для гламура некоторая курпулентность и весомость форм, в которых переживания зрелой женщины резонируют иначе, чем у двадцатилетней фотомодели.

Так что нажитый годами в искусстве творческий багаж, как и «мои года», — суть несомненное богатство, за которое Людмила Гурченко любима и без помпы «фееричности». А непреходящая стройность её талии и ног и так никогда не подлежала сомнению.