«Доходное место» как точка отсчёта
Так что же на крошечной сцене театра происходит? Поиски молодым человеком по фамилии Жадов своего места в жизни. Притом что внутренняя установка у него максималистская — «жить не по лжи». Университетское образование, высокие идеалы, горячее сердце — как иначе?
А вокруг, в остроумно обыгранных постановщиками (режиссером Павлом Южаковым и художником Николаем Чернышевым) реалиях железнодорожного ведомства (могло быть любое другое — художественный ход) — скрещенные рельсы, паровозные топки, семафоры и стрелки — идет борьба за место под солнцем (и не просто место в жизни, а «доходное место») совсем по другим законам. Законам наживы, мздоимства, которые в этом тесном кружке, где рука руку моет, понимаются без слов и чтятся как основа житейской мудрости и чуть ли не мировой гармонии.
Современно? Более чем. И не только для молодых людей, вступающих в жизнь. Потому что патриархальная Москва времен Островского с ее загадочными «ведомствами», «присутствиями», «департаментами» — «местечками», где Фамусовы да Скалозубы успешно радели «родному человечку», вдруг повернулась к простому россиянину рубежа XX — XXI веков, хоть в столице, хоть в провинции, сегодняшним капиталистическим настоящим. И перед каждым встал выбор — «делать деньгу» (а деньги, безусловно, «пахнут») или честно служить своему предназначению, людям и Отечеству, не уповая на большие с того прибыли…
Выбор непростой. И Островским, а за ним «Первым театром» примитивная и в то же время изощренная механика рычагов психологического давления на строптивого героя показана великолепно. Тут и пример товарища по службе, который глуп, невежествен, а «хорошее местечко» получил и живет припеваючи, и давление родственников, и, наконец, — жалобы на «нищенские муки» самых близких и любимых…
Обаяние и убедительность этого спектакля в том, что он, во-первых, замечательно художественно выстроен, а во-вторых, историю — классическую и одновременно актуальную — проживают на сцене и представляют публике очень молодые и очень талантливые актеры. Они азартны в сатирическом изображении своих героев и искренне азартны в поисках истины. Поэтому зрители независимо от своего жизненного опыта также искренне сопереживают единственному «противуборцу» Жадову, и «под занавес» — его финальному монологу. Взятому из другого, однако чрезвычайно значимого для каждого россиянина контекста: «Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья…» Без таких молодых порывов жить в этом мире было бы неуютно. И как здорово, что молодыми эта точка отсчета не утеряна.