В следующем сезоне у нас не будет права на ошибки
— Павел Валерьевич, как вы оцениваете итоги сельскохозяйственного сезона?
— Лето и осень стали серьезным испытанием для российского агропромышленного комплекса. Засуха в Поволжье и центральных регионах страны уничтожила львиную долю урожая. В регионах Сибири мы отмечали значительный недостаток влаги и низкие температуры в период вегетации, что тоже не лучшим образом сказалось на урожайности. Тот факт, что в таких условиях в стране удалось собрать 60 млн тонн зерна, можно оценивать как значительный результат. С учетом остатков урожая прошлого года, которые по разным оценкам составляют 21 — 26 млн тонн, Россия обеспечит внутренние потребности до начала следующего сельскохозяйственного сезона, то есть до 1 июля 2011 года.
— Однако уже сегодня некоторые специалисты озвучивают критические прогнозы по поводу перспектив следующего урожая. Вы согласны с этими скептиками?
— Напротив, я считаю, что мы можем побороться за урожай в 80 — 85 млн тонн зерна по итогам следующего сельскохозяйственного года. Некоторые предпосылки объективно вызывают озабоченность. Наши стартовые позиции нельзя назвать удачными, потому что из-за последствий засухи ситуация с озимым севом сложилась неблагополучно. На сегодняшний день очевидно, что сокращение площадей под озимыми составило 3,5 — 4 млн га относительно прошлогодних параметров. Компенсировать этот объем за счет ярового сева будет сложно. Плюс еще и нестабильная погода добавляет неопределенности. Но предпосылки для обеспечения самодостаточного зернового баланса у нас есть, и мы обязаны ими воспользоваться. Ведь мы понимаем, что на сегодняшний день перспектива годового потребления обеспечена благодаря переходящим остаткам от прошлого урожая. В следующем году у нас такого резерва, к сожалению, не будет. Поэтому у нас не будет и права на ошибки.
— Это означает, что страну ожидает беспрецедентная кампания по посеву яровых? Но где взять дополнительные ресурсы? Экономическое положение зернопроизводителей далеко от идеального, несмотря на рост цен на сельскохозяйственную продукцию.
— Прежде всего мы должны подстраховаться, чтобы хаотичные действия отдельных производителей не ломали весь рынок. Приведу конкретный пример. В прошлом сезоне в стране было перепроизводство ячменя. Его невозможно было продать ни за какие деньги. Поэтому в нынешнем году многие зернопроизводители сократили посевы ячменя до минимума, который еще и засуха усугубила. В итоге мы получили такой дефицит этой культуры, какого не было более 30 лет! Ячмень сегодня стоит дороже продовольственной пшеницы, это нонсенс! Но велика вероятность, что, посмотрев на сегодняшнюю конъюнктуру, большинство зернопроизводителей в следующем сезоне сделает необдуманную ставку на ячмень. И мы опять будем расхлебывать последствия перепроизводства этой культуры. Кстати, похожим образом выглядит ситуация по ржи и по гречихе.
Ячмень является ключевой культурой для российского животноводства, которое является стратегическим рынком сбыта для продукции отечественных зернопроизводителей. Животноводы потребляют 44 млн тонн зерна в год, в то время как на производство хлеба уходит не более 18 млн тонн. Зернопроизводителям невыгодно, чтобы из-за высоких цен на сырье животноводы взялись резко сокращать поголовье. Для нас это будет означать сокращение крупнейшего гарантированного рынка сбыта. Поэтому Национальный союз зернопроизводителей предлагает применять плановый подход в аграрном производстве. Это позволит учесть интересы как сельхозпроизводителей, так и переработчиков. Первые получат гарантированную рентабельность производства, вторые — гарантированные поставки зерна по стабильным ценам.
— Каким образом должен работать такой механизм? Что может стимулировать аграриев?
— Самый очевидный и экономически понятный путь — это авансирование крестьян под зерно будущего урожая. Авансировать посредством форвардных контрактов может государство в лице ОАО «Объединенная зерновая компания». Также авансировать зернопроизводителей могут непосредственно крупные потребители нашей продукции — животноводы. Таким образом, сельхозпроизводители смогут привлечь средства для проведения более масштабного, чем обычно, ярового сева. Другие механизмы привлечения финансовых ресурсов, такие как банковские кредиты, могут не дать нужного эффекта. Зернопроизводителям невыгодно будет обслуживать большие и дорогие кредиты, поэтому достаточно масштабной посевной не получится. Стоит отметить, что большинство агропромышленных компаний, вкладывавшихся в технологическую модернизацию, и без того слишком закредитованы.
— Какую роль Национальный союз зернопроизводителей может играть в повышении эффективности организации сельскохозяйственного производства?
— НСЗ выступил инициатором разработки и внедрения механизма авансирования. Мы передали наши предложения в Правительство РФ. В настоящее время прорабатываем пути решения вопроса в диалогах с Министерством сельского хозяйства РФ, с руководством «Объединенной зерновой компании», с отраслевыми союзами животноводов. Убежден, что для вопросов определения перспектив агропродовольственного рынка очень важна позиция региональных властей. Надеюсь, что на межотраслевой конференции, которую мы проведем в декабре в Новосибирске, губернатор Василий Алексеевич Юрченко и министры областного правительства сформулируют свое видение подходов к новому сельскохозяйственному сезону.
С нашей точки зрения, для повышения эффективности отрасли сегодня, как никогда, актуален вопрос создания саморегулируемой организации зернопроизводителей, способной вырабатывать прогнозные планы по производству и способствовать их воплощению в жизнь. Такая организация могла бы представлять интересы своих членов в диалоге с государственными структурами, с объединениями потребителей зерна, с представителями смежных отраслей и с финансовыми институтами. Для максимального эффекта отделения саморегулируемой организации должны действовать в каждом аграрном регионе России. На декабрьской конференции мы будем обсуждать этот вопрос с коллегами, и я считаю, что Новосибирская область может стать родиной для первой саморегулируемой организации российских зернопроизводителей.
— До конца года осталось совсем немного времени, а вскоре после новогодних праздников уже начнется активная подготовка к посевной. Вы рассчитываете, что механизмы авансирования получат путевку в жизнь уже так скоро?
— Вы совершенно правы, времени очень мало! Аграрная отрасль остро нуждается, чтобы именно сейчас появились понятные стимулы для резкого наращивания производства. Именно в следующем году надо постараться изменить практику хаотичного возделывания сельскохозяйственных культур. Иначе перспективы возвращения России в ряд крупнейших мировых поставщиков зерна будут отложены на неопределенный срок, а чтобы обеспечить необходимый объем для внутреннего потребления, нам придется закупать зерно на внешних рынках. За последние годы наш агропромышленный комплекс наработал солидный потенциал. Сейчас необходим импульс, чтобы он смог реализоваться с максимальной эффективностью.
СПРАВКА РЕДАКЦИИ
Павел Валерьевич Скурихин
Родился 30 августа 1972 года. Закончил Новосибирский государственный технический университет по специальности «физическая электроника» со специализацией «Микроэлектроника, организация и управление производством», Новосибирскую академию экономики и управления по специальности «менеджмент».
В 1992 — 2000 годах работал на руководящих должностях в отраслях, связанных с агропромышленным комплексом: дистрибуция средств защиты растений, поставки зерна, муки, производство и реализация хлебобулочных изделий.
В 2000 году вместе с партнерами основал группу компаний «Сибирский аграрный холдинг» (САХО), по настоящее время является председателем совета директоров САХО.
Является советником министра сельского хозяйства РФ, членом президиума Высшего совета Российского аграрного движения (РАД), входит в комиссию по агропромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в Общественный совет при центральном аппарате Федеральной налоговой службы РФ, в Центральный совет Агропромышленного союза РФ.
В марте 2010 года избран президентом Национального союза зернопроизводителей России.
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Лауреат проекта «Кадровый резерв России — профессиональная команда страны», лауреат премии имени П.А. Столыпина «Аграрная элита России», лауреат национального этапа международной премии в области предпринимательства «Предприниматель года» компании Ernst&Young.
Женат, четверо детей.