USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Алексей Федорченко — мастер загадок

Подготовила Татьяна ШИПИЛОВА.
Мастер загадок Алексей Федорченко.
Мастер загадок Алексей Федорченко.

Сегодня с фильмом, побывавшим в Венеции, получившим там несколько призов — за лучшее изобразительное решение, приз FIPRESCI и приз экуменического жюри, а также продолжающим получать призы по всему миру, в кинотеатрах нашего города могут познакомиться новосибирцы.

Для тех, у кого эта картина вызвала интерес (до или после просмотра), мы публикуем интервью с режиссером, опубликованное на www.rusrep.ru.

— Весь фильм построен на странных ритуалах вроде омовения водкой и кремации на природе. Они действительно свойственны народу меря или все это придумано?

— В России есть люди, до сих пор считающие себя меря. Имеют право, потому что в русских более пятидесяти процентов финской крови и живем мы на территориях, которые когда-то занимали угро-финны. Но данные о том, как они жили, не сохранились. У нас многое выдумано, хотя, возможно, их языческие обряды были именно такие. Меря — это тайные, скрытые стороны каждого русского человека.

— Это работает на укрепление мифа о загадочной русской душе или вы относитесь к нему с иронией?

— Конечно, я не бываю до конца серьезным, но кино честное. Надеюсь, иронии в нем нет. Я не люблю ярлыки — «притча», «мистификация». Все гораздо сложнее. Россия, конечно, загадочное место, но не думаю, что это какая-то особая загадочность. Все души загадочны. Поэтому мне столь же интересны и корейцы, и евреи, и чеченцы, и все остальные народы.

— Фильм снимался в реальных местах, где когда-то жили меря. Насколько он достоверен в этом смысле?

— Просто снимать нашу реальность мне неинтересно: мы это видим каждый день по телевизору в сериалах и фильмах. И ничего нового там давно нет. А мой друг, писатель Денис Осокин (автор сценария «Овсянок»), видит глубину и миф как раз там, где бараки, какое-нибудь оборонное предприятие, хрущевка или НИИ. Он создает мифологию — тот мир, который рядом с нами и которого одновременно нет. Мы уже сделали документальную сказку о марийских жрецах: кино называется «Шошо». И еще документальный фильм о болгарских лесорубах в тайге Коми, которые когда-то строили там города — и они до сих пор стоят в лесах как необитаемые острова советской цивилизации. У нас есть сценарий под названием «Небесные жены луговых мари». Меря и мари — два соседних народа. Это двадцать три новеллы о марийских женщинах. Есть еще история о самоедском восстании и сценарий о городских легендах Свердловской области…

— Не исключено, что ваш фильм будут сравнивать с традиционным русским кино о духовности, идущим еще от Тарковского. Как вы к нему относитесь?

— Тарковского люблю, особенно раннего. Тарковщину, естественно, нет. Но мысли, что можно туда скатиться, появляются. Вот в «Первых на Луне» такую опасность для меня представлял Такеши Китано, чьи фильмы я знал наизусть. Я даже выбросил несколько планов, в которых увидел его влияние. В «Железной дороге» я ужасно боялся сравнений с Феллини и Кустурицей — просто потому, что там у меня бродячий цирк, цыгане, курицы.

— В фильме много эротических сцен. Тяжело они вам дались?

— Мне кажется, это красиво — эротика в высоком смысле слова. Там хоть и стоит ограничение «детям до восемнадцати», но даже если двенадцатилетний человек посмотрит картину, ничего страшного он там не увидит. Только хорошее.

— Эротизм и русская духовность — вещи, на ваш взгляд, совместимые?

— Конечно, это не свойственно православной культуре с ее аскезой и боязнью язычества, которое как раз не боится телесности. А фильм языческий.

— Вам самому свойственно языческое мироощущение?

— Я вообще-то атеист. И считаю, что атеисты могут видеть и ценить красоту мира. Я могу не верить в бога, но любоваться исламскими, буддийскими или православными обрядами. Мне кажется, атеизм открывает простор для художественного осмысления реальности.

Фотографии статьи
Кадры из фильма «Овсянки».
Кадры из фильма «Овсянки».
Кадры из фильма «Овсянки».
Кадры из фильма «Овсянки».