USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Крутиться в нужном направлении

Наталья МАНТОРОВА. Фото автора.
Анатолий Наумцев: техника есть – будем повышать урожай!
Анатолий Наумцев: техника есть – будем повышать урожай!

Оптимизма, стойкости, заветной душевной силы, которая способна всякому поднять его опущенные руки, Анатолию Михайловичу не занимать. Сам, что называется, закален в боях. Прошел со своим колхозом сквозь буйные времена, не позволив ему кануть в Лету. А возглавляет Анатолий Наумцев это хозяйство, расположенное в скромном гостеприимном селе Дмитриевка, с 1994 года. «С самого пекла!» — подчеркивает он, улыбаясь. И всегда на собственном примере показывает, как надо действовать наперекор злобным обстоятельствам. Одно время, скажем, трубил по совместительству: днем руководил, думал, решал проблемы насущные, проводил совещания, с нужными людьми встречался… А ночью сам заступал на вахту — работал скотником, помогал механизаторам…

«Я людям всегда говорю: как бы там ни было в стране, мы живем тем, что сами заработаем, — продолжает мой собеседник. — Работа с людьми, беседы, попытки совместными силами разобраться в той или иной проблеме — вот главный метод моего руководства». Но, конечно, только убеждениями сыт не будешь. Посему — вопреки всем заслонам судьбы — приходится крутиться, укрепляя материальную базу, закупая технику, удерживая заработную плату на более-менее сносном уровне. Так, за последние пять лет хозяйство приобрело пять новых комбайнов. В основном благодаря кредитам. «А вообще задача ясна: урожай надо повышать. И доить больше. У меня мечта заветная: 4000 килограммов молока с коровы в год получать — тогда бы мы жили!» — заключает Анатолий Михайлович. Добавляя, что при всем усердии сельхозработников на местах было бы неплохо, чтобы и государство пуще прежнего повернулось к ним лицом.

«А как же? Сегодня, например, животноводческий комплекс, самый маленький, на 600 голов, стоит около 60 миллионов рублей, — подключается к разговору Александр Хоботов, глава управления сельского хозяйства Татарского района. — Но среднестатистическое наше хозяйство способно своевременно гасить кредиты лишь в 10 — 15 миллионов. Вопрос: где остальные средства брать? Словом, без инвестора, без государственной поддержки проблему не решить».

СПК «Колхоз «Дмитриевский» как раз к таким структурам относится. В хорошем смысле к среднестатистическим: с неба звезд не хватает, крутых рекордов не ставит. Но прочно занимает свою нишу в числе себе подобных, вносит достойную лепту в общий показатель по району. Как и район в целом, добился ныне положительной динамики. Есть, например, серьезные подвижки в плане воспроизводства поголовья скота. «Упор делаем на животноводство, — констатирует директор. — Впредь если будем кредиты брать, то только на увеличение кормовой базы. Что можем сохранить — сохраняем. Животноводческие помещения, которые в упадок приходят, конечно, латаем, делаем текущий ремонт. Но еще раз говорю: нужна основательная поддержка со стороны государства, чтобы добиться большего».

Обнадеживает то, что рук особо никто уже не опускает. Коллектив держится, люди в нем трудоспособные, свое дело знают. А главное — любят это дело. Простые, незлобивые и, не сочтите за излишнюю выспренность, настроенные патриотично. Как, например, молодой специалист Дмитрий Паиль. Четвертый год он работает в колхозе главным инженером. Выучился (по целевому набору) в Новосибирском государственном аграрном университете, вернулся в Дмитриевку. И, отработав обязательный для «целевика» срок, предпочел-таки никуда не уезжать. Свое решение аргументирует просто: мол, где родился, там и пригодился. «Здесь моя родина, мои родные, мой дом, — говорит главный инженер. — Все привычно, знакомо. Есть силы и есть желание трудиться именно в этом хозяйстве, помогать ему расти и продвигаться. Конечно, работа сложная. Но интересная. Сейчас пик сельскохозяйственной активности позади, мы ремонтируем технику, готовим ее к следующему сезону. А летом пахали от зари до зари! Моя основная задача — контролировать работу техники, чтобы все у нас действовало, крутилось, ехало и не ломалось. Причем крутилось и ехало в нужном направлении!»

Что ж, если село, его жители, его труженики способны еще воспитывать себе такую смену, если молодежь — пусть не гурьбой покуда, но в лице отдельных энтузиастов — стремится делать добро для малой родины непосредственным своим участием, значит… эта родина имеет все шансы жить. Кто тут поспорит?