В наследство — преданность земле
Новый «Кейс» валил пшеницу, новый же «Акрос» в компании с тремя старенькими комбайнами успевал за ним подбирать, и выходило по двести гектаров за день. Конечно, дождик брызнет — стояли, но все равно управились меньше чем за месяц.
Быстро замечаю, что разговор с Толстовым ведем в каком-то непривычном тоне. Раньше, еще год назад, о чем ни спросишь руководителя колхоза, он все равно вывернет на самую больную проблему, которая жестко держит его за горло, просто житья не дает, — на принципы ценообразования в сельском хозяйстве. Доходило ведь, что за тонну солярки отдавали десять тонн зерна. Вода в магазине была дороже молока.
А сейчас, считает Толстов, жить можно. Молоко сравнялось по цене с соляркой: 14 рублей — зачетная цена молока, а пересчитают по жирности — получаются все 16. Зерно идет нарасхват. За тонну фуражного дают уже пять тысяч рублей, что с лихвой перекрывает его себестоимость.
— Мы всегда говорили: дайте нам нормальные цены на продукцию, и никакой другой помощи не нужно. С остальным мы сами разберемся, — твердит Владимир Толстов.
Говорить с этим директором всегда приятно. Он не красуется своими успехами, хотя его хозяйство всегда на виду и в почете. Умеет просчитать экономическую ситуацию и найти из нее выход. И еще — умеет ценить чужой труд. Вот и сейчас, рассказывая об уборке, с удовольствием называет имена героев жатвы.
Новый «Акрос» хозяйство доверило молодому комбайнеру Алексею Кучеренко. И не ошиблось в выборе. Алексей — человек ответственный, да и профессионал уже сложившийся. Он из семьи известных устьянцевских механизаторов. Даже взять по нынешнему году — четверо Кучеренко работали в страдную пору. Отец Алексея, Александр Николаевич, на своем «Доне-680» скосил 80 тысяч центнеров зеленой массы на сенаж. Дядя, Алексей Николаевич, работал на стогомете, нагрузил и вывез на сеновал 28 тысяч центнеров сена. Младший брат Николай на ГАЗ-53 возил сенаж, а потом и зерно с поля. Помимо зарплаты, семья заработала 270 центнеров сена и 12 тонн зерна.
Из семьи механизаторов и Константин Чурсин, который убирал хлеб на «Кейсе». Его отец Николай Константинович тоже был передовым трактористом, комбайнером, бригадиром полеводческой бригады. Никогда не считал отработанные часы, а в уборку от зари до зари — это норма. Вот такую преданность земле он передал своему сыну. И тот достойно распорядился отцовским наследством. В прошедшую уборку он скосил зерновые на площади 2300 гектаров, а дальше перешел на поле школьной ученической бригады. Потом еще помогал в уборке соседнему хозяйству «Пригородному».
Хлеборобские корни у Андрея Грейтана, Александра Кондакова, Виктора Кеслера и многих других механизаторов хозяйства. Здесь вообще с уважением относятся к профессиональной славе своих отцов и дедов, как и к самим старым механизаторам. Когда хозяйство приобретает новую технику, для них устраивают «экскурсию». Первым всегда успевает бывший руководитель устьянцевского КИТа (коллектива интенсивного труда) Владимир Васильевич Горбунов. Он обязательно просит «прокатиться» на современном комбайне или тракторе. А потом не может сдержать восторга: «Я ведь даже представить себе не мог, что по нашим полям будет ходить такое чудо! Не сглазить бы!»
Это «не сглазить бы» впору говорить сегодня всем крестьянам: чтоб не взлетели вновь цены на технику, на горючее и не упали на сельхозпродукцию. И чтобы каждая такая покупка не воспринималась, как чудо, а стала нормой в любом хозяйстве.
Директор перечисляет: надо еще купить мощный трактор, посевной комплекс плюс зерноочистительный комплекс. Пока нереальной кажется мечта о строительстве нового животноводческого комплекса, но когда-то и до него дойдет очередь.
…Вот удивительно: земля в «Устьянцевском» — тяжелые суглинки. Нынешний урожай в 15,8 центнера зерна с гектара считается тут чуть не рекордом. Однако за эту землю держатся, с ней связывают свои надежды. Так пусть эти хлеборобские надежды реализуются сполна.