Кто-то любит смотреть на воду, огонь, а они — на хлеб
Возле старопокровской дороги в валках золотится на солнце овес. Полеводы училища начали раздельную уборку в этом году рано. Здесь, на парах, дожди были редкостью, но на удивление и радость Николая Николаевича нарос и ячмень, и овес.
На обмолот вышли мастера производственного обучения. Вдали наперегонки бегали «Вектор» механизатора Виктора Алексеева и «Енисей» Александра Махоты. Ближе к краю стоял еще один «Енисей». Мастер Николай Рисованый суетился вокруг машины.
— Подломался? — спрашиваю у Николая Николаевича, который провожает взглядом груженный зерном КамАЗ.
— Нет. Видишь, наверху мигает лампочка. Полный бункер, — приглашая подойти к Рисованому, объясняет Троян. — Сейчас будет ждать пустую машину. Они все ушли разгружаться.
До села рукой подать — чуть больше километра, поэтому водители возвращаются быстро. На КамАЗах Геннадий Худин и Юрий Заика.
— Как урожай? — обращаюсь к мастеру.
— Нормальный. Мы овес первый год сеем. Погода замечательная, словно специально для нас. Быстрее бы спрятать зерно. Техника не подводит. Скоро мои третьекурсники придут на практику, будут помогать.
— На третьем курсе можно уже распознать хорошего механизатора?
— Парни у меня понимающие, хваткие. Но многое зависит от практики: надо, чтобы поработали, посмотрели, руками пощупали. Сейчас в хозяйствах новая техника — на ней опытные механизаторы, а ребят без стажа на комбайны не особо берут. Мы стараемся их всему научить, чтобы знали больше…
Николай Геннадьевич дождался пустого «газика». Поднялся в кабину, чтобы дать команду «Енисею» освободить бункер.
— Вон как сыплется! — глядя на овсяной поток, сказал он с каким-то благоговением и радостью.
Полеводы умеют ценить каждую минуту солнечной погоды в эту пору: едва разгрузившись, комбайн Рисованого двинулся вперед — в поле. В обратную сторону водитель направил полную машину. На овсяной загонке в 140 гектаров работы осталось на день. Вскоре придут сюда тракторы, чтобы дискаторами приготовить землю под озимые.
За лесочком, на соседнем пшеничном поле, тарахтели жатки. Под околком стоял старенький комбайн Владимира Гоманкова, одного из опытнейших механизаторов. Он встретил нас новостью:
— Подшипник рассыпался…
— При таком-то стаже и техника сломалась? (Смеется директор. — Ред.) Хотя недавно ремонтировали, однако детали сейчас не всегда качественные, — поясняет он. — А комбайн Владимира Ивановича с восьмидесятого года. Для такой техники — это срок. Зато жатка у него новая. А привод какой интересный! Называется «Шумахер». Быстрее и легче механизатору работать.
— Конечно, для раздельной уборки это лучше, — подтверждает Владимир Иванович. — Срез у него особый, потому что литовка надежная. На других наших подобных агрегатах пять лент для сброса валка, а здесь одна и широкая. Значит, минимум потерь на поле.
Часа два назад отогнал Владимир Иванович свою машину в тенек, но без дела не сидел: разобрал, изъял разлетевшийся подшипник — подтехничил, как он заметил.
— Вы 22 года работаете в сельском хозяйстве, не устали еще?
— Хлебороба весной и осенью в поле тянет, — ответил Гоманков. — Сейчас вот сидишь в кабине, смотришь на шнек! Как идет зерно! Заряжаешься!
— Это правда! — соглашается Николай Троян. — Кто-то любит на воду, огонь смотреть, а они — на хлеб. А чтобы не уставали мужики в поле, нам нужна новая техника. Простой пример. Вот «Вектор»: механизатор сел в него, дверь закрыл, включил кондиционер, музыку, радио. Ему легко! А как у Владимира Ивановича? Все гремит, за день десять раз ремни нужно подтянуть, подшипники заменить. Конечно, еле живой домой приходит.
И вот ведь какая несправедливость: обычным хозяйствам по областному закону о господдержке на новую технику дают субсидию — тридцать процентов от ее стоимости. Училище как бюджетная организация под этот закон не подпадает.
— Вероятно, потому, что государство должно давать деньги на все необходимое. Но нам ни государство, ни область на переоснащение ничего не дают, — разводит руками Троян. — Мы обратились к своему депутату на округе с просьбой на ближайшей сессии рассмотреть вопрос о том, чтобы и на наши учреждения областной закон о господдержке тоже распространялся.
И в том есть резон. Объемы училище имеет серьезные — без малого девять тысяч гектаров пахотных земель. Это вам не учебный полигон! Далеко не у каждого зернового хозяйства столько пашни. Под такую площадь располагает училище необходимой техникой, и с уборкой здесь всегда справляются сами, иногда и хозяйствам района помогают. Три года назад купили на собственные средства новые комбайны «Вектор» и «Енисей». Но остальные машины ветшают, устаревают. А заменить их при наших зерновых ценах без господдержки непросто. Вот и идут в бой такие «старички», как у Гоманкова.
— Всякое в уборочную бывало…— задумавшись, произносит механизатор. — Как-то в дождливый год трактором мой комбайн пришлось с поля вытаскивать. Но хлеб не оставляли. Я от уборки удовольствие получаю!