Не продали — самим сгодилась
Было это примерно пять- шесть лет назад. А теперь «Колос-колхоз» в лидерах по продуктивности общественного скота. В нынешнем году по хозяйству будет надоено не менее 42 центнеров молока от коровы. Об этом главный зоотехник Галина Метель заявила твердо и уверенно. В кабинете Краснова теперь столько наград — почетных грамот, дипломов, разных сертификатов, удостоверений, что глаза разбегаются. Можно только добавить, что награды за малым исключением добыты животноводами, полеводство пока не очень резво скачет вперед. Первомихайловка теперь хотя и не играет первой скрипки, но тем не менее мало в чем уступает Рождественке, первому отделению. Кстати, купленный за бесценок Рулем колхоз «Сибирь» был пущен по ветру. От его былой славы ровным счетом ничего не осталось. И самого колхоза больше нет.
Что же происходило на фермах в последние годы? Помню давний разговор с Галиной Алексеевной. Зоотехником она работает, слава Богу, 35 лет после окончания Куйбышевского сельхозтехникума. Приехала в Рождественку, как она сама говорит, девчонкой. Теперь это опытнейший специалист во всем районе, у которого учатся, с которого берут пример. Колхозом тогда руководил Виктор Метцлер, бывший управ Северотатарского совхоза, самый толковый из всех своих коллег. Шел у нас разговор о том, как жить колхозу дальше. Поголовье велико — за три тысячи голов, а продуктивность мала.
— Кормов жутко не хватает, — жаловалась Галина Алексеевна.— Выход вижу в одном: надо сокращать поголовье в два раза. Убьем сразу двух зайцев: возрастет продуктивность и сократятся расходы. Но зайцев убивать не стали, пошли по другому пути: резко увеличили посевы кормовых трав, стали готовить не только сено, но и сенаж, купили мощный кормоуборочный комбайн «Дон-680». Сдвинули отелы. Галина Метель говорит об этом со знанием дела — все-таки специалист высшей категории. Как обычно работают во многих хозяйствах? Массовый растел в конце зимовки, когда кормов недостаточно, а до выхода на выпаса еще далеко.
— Мы сделали иначе, — говорит специалист. — Случать телок стали с ноября с таким расчетом, чтобы растел начался с первого августа. Еще лучше, если он будет круглогодовым.
Ввод нетелей в стадо достиг очень большой величины, составляет до пятидесяти процентов от основного поголовья. Благодаря этому дойное стадо постоянно обновляется, идет выбраковка низкопродуктивных животных. Каждый год заметный рост продуктивности. Нынче он особенно значителен. Если в октябре прошлого года в хозяйстве получали от коровы в сутки одиннадцать с половиной литров, то в нынешнем октябре — пятнадцать. Валовка, соответственно, подскочила со 103 центнеров до 134. А цены на молоко в этом году довольно приличные. Главный экономист не без гордости говорит, что животноводство ежемесячно дает до пяти миллионов рублей. Половину от этой суммы обеспечивают первомихайловцы, которых хотели продавать. Этих денег хватает и на зарплату, и на прочие нужды.
— Зачем нам продавать зерно? — удивляется председатель. — Мы его сами употребим в дело.
И это в то время, когда за фуражное зерно дают уже по четыре тысячи рублей за тонну. Татарский прирельсовый элеватор предлагает пять тысяч за продовольственную пшеницу.
— А мы кочевряжимся, — хвалится председатель, — ждем более выгодного предложения. Хотя, как я говорил, и без всяких продаж проживем.
Заметный рывок в нынешнем году обеспечен не только племенной работой, но и умелым кормлением животных.
— Раньше, — вроде между прочим замечает Галина Метель, — премикс давали только стельным коровам, а сейчас всем. И разные прочие добавки, фосфаты. Деньги на это имеются.
Поздней осенью в рационе зеленый корм: морозоустойчивый рапс — смесь сурепки с капустой.
— Кончится рапс, — озабоченно говорит главный зоотехник, — перейдем на сенаж — и сразу упадут надои.
— Что же делать? — не на шутку встревожен Краснов.
— День-два следует давать то и другое — рапс и сенаж. Мы так делали в прошлую осень, и это помогло удержать надои.
Особая статья — приготовление фуража. Всякие каши, кисели, патока. У весовой встретили с председателем управа Анатолия Метцлера, сына бывшего председателя Виктора Метцлера. Очень доволен делами на ферме.
— Скот давно в стойлах, — сообщил он, — хотя днями выгоняем на выпаса. Еще довольно тепло. Да и прогулки нужны. Корма полностью подвезены к местам зимовки. Красота!
С ним вместе комбайнер Николай Мартынов. В эту уборку на «Енисее» намолотил 11 тысяч центнеров зерна. Затем поехал к соседям в Казаткуль и там набил около двух тысяч центнеров. Заработок — 60 тысяч рублей. Денег для честных тружеников в колхозе не жалеют. Передовые доярки, такие как Елена Метель, дояр Геннадий Жданов, получают по двадцать тысяч рублей в месяц. Совсем неплохо!
Но разговор не о том. Николай Мартынов уже переквалифицировался из механизаторов в животноводы, обслуживает установку, на которой готовит все эти каши, кисели, патоку. Работа ему нравится. Он вообще очень увлеченный человек: каким бы делом ни занимался, отдается ему с душой. Недавно колхоз купил в Белоруссии еще одну установку по приготовлению кормосмесей. Называется она «Хозяин», стоимость ее полтора миллиона рублей. Тридцать процентов цены оплачивает областной бюджет. Почему же, спрашивает себя председатель, не покупать новые машины, не модернизировать отрасль?
Недавно Геннадий Краснов принимал у себя губернатора области Василия Юрченко. Разговор шел о строительстве в Рождественке животноводческого комплекса на 1200 коров. Нужно пятьдесят миллионов рублей. Сумма немалая, для колхоза неподъемная. Губернатор пообещал поддержку и помощь, на которую в колхозе очень надеются.
Мы тоже прошли по корпусам. Зашли в огромный коровник на четыреста голов. Точно такой же и в Первомихайловке и по одному — поменьше. Оба старые, железные перекрытия прогнили, есть опасность обрушения. Тем не менее в коровниках заменили резиновые полы на более теплые. Надо ставить молокопроводы при такой высокой нагрузке. Словом, нужно что-то делать, и срочно. Самая заветная мечта — комплекс. Председатель об этом уже и президенту писал, и премьеру. Очень беспокойный человек. Уверен в одном: будет комплекс — будет большое молоко. Росту продуктивности скота предела нет.