Праздник «Мирного труда»
А работают павловцы так, что давно заслужили от державы асфальтированную трассу, не то что щебеночную. Животноводы СПК «Мирный труд» получают в год от коровы три с лишним тысячи литров молока. Хлеборобы всегда в числе лучших в районе, и нынешняя уборка не исключение. Сегодня они, по всем прикидкам, должны закончить уборку зерновых — первыми в Венгеровском районе.
— Нет, сегодня не получится, — не спешит принимать поздравления председатель СПК Владимир Бобренок. — Зачем штурмовать результат? Людям надо нормально отдыхать. У них останется гектаров сто, а может, и того меньше, так что завтра закончат влегкую.
К весовой то и дело подходят машины с зерном.
— Наши орлы! — так представляет председатель водителей. — Всю уборку простояли, как солдаты в бою. Но что нам даст этот урожай, не знаю. Нынче уже сеяли на четыреста гектаров меньше — склады были забиты прошлогодним зерном. Только недавно, уже в сентябре, удалось продать. А рожь так и скормили скоту. На новый урожай ржи тоже покупателей нет.
— А на пшеницу?
— И на пшеницу особенно не кидаются. Прямого покупателя нет, одни «дядины ребята». Так у нас перекупщиков именуют. Те хоть сейчас склады очистят, но цена — три тысячи рублей за тонну. И сладу с ними никакого нет, что бы там ни говорили про выросшие цены. В прошлом году мы тоже обрадовались: Мама (министр сельского хозяйства Ирина Скрынник — З.Т.) своим приказом определила минимальные цены на зерно при проведении государственных закупочных интервенций. Мы читали и радовались: по Сибирскому федеральному округу — шесть тысяч рублей за тонну. Думали, и на свободном рынке будут такие же цены или хотя бы близкие к ним. Но ведь больше двух тысяч не давали, да еще сам привези.
Он 25 лет руководит «Мирным трудом», можно юбилей справлять. Однако от этого праздника Владимир Вдадимирович отмахивается — пустое! А вот что уборку первыми в районе «взяли» — это дело, и это праздник. Он с удовольствием перечисляет лидеров осенней страды: Сергей Антипов, Валерий Сентерев, Анатолий Тихонов. У них новые «Енисеи», отсюда и высокая выработка.
Вообще красноярскому комбайновому заводу пора приплачивать «Мирному труду» за верность их продукции. В этом хозяйстве все зерноуборочные комбайны — «Енисеи». Но даже издалека легко определить возраст и «политическую окраску» каждого. Синие — это техника нового времени, двухтысячных годов. Зеленые — «дети» перестройки. Ну, а красные — с советских времен. На них еще сохранились звезды — показатели рекордных намолотов. Старенькие совсем, но еще необходимые в хозяйстве. А комбайнеров на них председатель нашел неожиданно, но очень удачно.
— Смотрю, вечерами у нас ошиваются ребята из соседнего села Воробьево. Если, говорю, делать нечего, приходите к нам работать, на комбайн посажу. Они сразу: а можно? Работать, говорю, всегда можно, это гулять надо с оглядкой, как бы не загуляться.
Брал он их без страха: в хозяйстве уже работал водитель из Воробьево Александр Глобин. Трудолюбивый, ответственный человек. А теперь он стал как бы командиром воробьевской бригады, которая каждое утро приезжает в Павлово на работу. Скорее всего, останутся механизаторы и на зиму — работа в «Мирном труде» всегда есть.
Воробьевские парни — Александр Шахов и Михаил Стриженников — на красных комбайнах со звездами и выруливают сейчас на новую полосу. Хорошо идут, ровно. Председатель, видно, тоже оценил механизаторский класс, потому что тут же добавляет: для воробьевских установили льготы, как для своих. И натуроплату они получат, и за перевыполнение плана.
Пшеницу убирают напрямую. Зерно такое сухое, что на зубах скрипит. Нива — по пояс, чистая от края и до края. Как будто специально поле выбрали, чтобы отметить трудовой праздник окончания уборки.
— Завтра уже к дому пойдем, — рассказывает звеньевой Валерий Сентерев. — Осталось поле на семьдесят гектаров да два небольших, по десять-двенадцать. Удачная вышла уборка. И погода не подвела, и техника. Поломки, конечно, были, но небольшие. А на этот случай наш технарь всегда на посту.
Это он про мастера-наладчика Александра Жилина. Тот всегда рядом с этим звеном: здесь техника старая, а комбайнеры молодые.
А во втором звене обед. Кормит механизаторов водитель Василий Болотников. Его ГАЗ-66 сегодня на хозяйстве: возит хлеборобов в поле, а после работы — домой, доставляет им обед и ужин. Потом отдохнет пару часиков — и на ток. В таком же режиме работает и Василий Бакланов: обслуживание механизаторов, а потом на очистку зерна.
Работа на току по значимости никак не уступает той, что в поле. Начиная с лета, становятся операторами КЗС механик по трудоемким процессам Владимир Лубягин и электрик Владимир Сапрыгин. А в помощниках у них школьный сторож Алексей Садовщиков и тракторист Игорь Ващенко. На ночь выходит также Иван Горлов. Коллектив работает четко, слаженно. Все зерно, что привозят с поля за день, к следующему утру в складах. Семена уже подработаны на два раза.
— Добавки не надо? — предлагает щедрый дежурный по кухне. Но по дну чашки никто не скребет — порции тут накладывают до краев. Хватает за глаза.
К обедающим подсаживается начальник райсельхозуправления Алексей Каряков. Рассказывает о ходе полевых работ в районе: в течение недели выйдут из уборки передовые хозяйства, тем, что послабее, нужна будет еще неделя. Хорошо бы до дождей управиться.
На лицах павловских механизаторов довольные улыбки, по ним прямо читаешь: а мы уже, считай, управились.
Но сегодня еще полный рабочий день.
— Поехали, мужики!
И они спешат к своим синим, зеленым и красным комбайнам. А водители, уже загрузившиеся зерном, повезут его на ток. Один за другим — Антон Болотников, Юрий Костин, Роман Войтенко, Андрей Хлебников. И никакие «дядины ребята» не испортят им их трудовой праздник.