Творец миров и мифов
Потому что в художественный мир Дмитрия Санджиева не погружаешься или медленно входишь, как обычно бывает на других выставках, а летишь, совершенно «по-космонавтски», то вверх, минуя «нашу» и все другие Вселенные, к иным мирам и измерениям, то вниз, влекомый мощной силой земного притяжения… Причем в обоих «полетных параметрах» улыбка — от полноты жизни — порхает, не поймешь, на твоих ли собственных устах или спроецировалась она в это пространство — через живопись и графический лист — исключительно волею демиурга-Санджиева.
Его графическая серия «Метаморфозы полнолуния…» рождает в зрительском восприятии и вовсе удивительные превращения: когда обычные лопухи, травы и травинки в зыбком и одновременно властном контражуре луны становятся гигантскими деревьями, и мы с детской боязливостью вчитываемся в авторские подписи-таблички и... верим. «В долине семи лун», «Родина драконов», как «на полном серьезе» сообщает нам автор. А стразы, вмонтированные в этот фантастический пейзаж и придающие лунной ночи в раме живое мерцание, подмигивают: «Так-так, так-так…»
Создавать миры и мифы — его главный талант и призвание. Он совсем недавно побывал в Египте, но дух Древнего Египта и, что называется, египетские мотивы в его творчестве присутствуют, и очень органично, много лет.
— У меня свое мифотворчество, — говорит Дмитрий Санджиев. А к полетам фантазии в глубь веков, в будущее, в подсознание людей и сущность братьев наших меньших относится как к рабочему инструменту.
— Вот Жюль Верн, никуда не ездил, а где побывал?! И на Луне, и в океанских глубинах…
«Страдания Минотавра», «Одиссей и сирены», «Потоп», «Каменная черепаха», «Переход в другое измерение. Контакт с параллельным миром», «Кошачий рай» — названия только некоторых его живописных работ, перечисленных совершенно произвольно, дают представление о диапазоне этих мысленных путешествий. Но только в одном «углу» санджиевского мироздания. Признался: сегодня его воображение занимает, к примеру, такой замысел: прогуливающиеся люди, не замечающие беременную гусеницу. Названия еще не придумал.
Он работает с полшестого утра до двенадцати ночи, а времени… Времени должно хватить на все:
— У меня сейчас полторы тысячи эскизов. Дай Бог здоровья все осуществить, идей колоссально много!
Изысканная по цвету, очень сложная по ритмам композиция большинства живописных произведений, авторская техника, а также старинная техника левкаса (письмо на грунте, применявшееся в древней русской иконописи), кракелюры (имитация старения) — и ни на секунду не возникает ощущения умозрительного расчета. Безусловно, интеллектуально, трудоемко, но чувственно и вдохновенно! Что не может не вызвать в душе зрителей резонанс, и вызывает…
— Художник современен, — считает Санджиев, — если он работает так, как он чувствует. Может, он привык жить в XIX веке, а может, в эпохе Возрождения. Так часто бывает... И если ты не только форму вытягиваешь из тех времен, но и дух, интерпретируя их на современный лад, то все получается здорово. В общем, высший разум посылает художнику идею, и от того, как тот ее воспримет, перелопатит и перенесет на холст, зависит результат. Чем чувственнее и чувствительнее художник, тем больше шансов, что он воплотит послание свыше самым прекрасным образом.
И здесь Дмитрий Никитич подчеркивает: очень важна школа, то есть профессионализм художника. Он не верит в самоучек и самородков, которых в наше время порой раскручивают за деньги. Сам он учился 17 лет: в художественной школе, художественном училище, в Суриковском институте, аспирантуре, а уж потом «начал работать».
Он триумфально вошел в профессию: его диплом — шесть графических работ сразу купила Третьяковская галерея, а имя назвали на съезде художников в числе десяти лучших графиков СССР.
В графике, начавшейся со «Вдовы чабана», Санджиев реализует, по его словам, какие-то «общечеловеческие моменты», «какие-то тонкие наблюдения». Добавим, а также блистательную иронию (цикл литографий по мотивам булгаковского романа «Мастер и Маргарита» и другие работы) и дар сочувствования — человеку, братьям нашим меньшим («Зимний вечер на Рублевке» — выброшенная хозяевами наскучившая обезьянка в зимнем поле, под Луной, с единственным пропитанием — рябиновой веткой).
— Вы лунный человек или солнечный? — спросила я художника.
— ...Солнечный. От солнца я подзаряжаюсь. И... лунный: ночью думаю, мечтаю, чтобы потом при свете солнца свои мечты реализовать, — ответил солнечно-лунный творец миров и мифов Дмитрий Санджиев.
Дмитрий Санджиев — один из ведущих художников современного отечественного искусства, который завоевал заслуженное признание в нашей стране и за рубежом. Его работы находятся в таких известных музеях и картинных галереях, как Третьяковская галерея, Музей народов Востока, Русский музей, во всемирно известной коллекции Людвига (ФРГ), в коллекции фирмы Фабер-Кастель (Нюрнберг, Германия), Метрополитен-музее (США) и во многих других музеях, картинных галереях и частных коллекциях России и всего мира.
Родился 31 октября 1949 года в Новосибирске, в семье художников. С отличием окончил Ярославское художественное училище, затем — Московский художественный институт имени Сурикова (мастерская графики под руководством Н. А. Пономарева и Б. А. Успенского), в 1984 году — аспирантуру в творческих мастерских Академии художеств СССР под руководством академика О. Г. Верейского.
Сейчас он действительный член двух академий — Российской академии художеств и Академии художеств мира при ЮНЕСКО. Заслуженный художник Российской Федерации.