Культура в роли ведущего
И хотя подобная сверхидея и сверхзадача, безусловно, объединяла как уважаемых экспертов — а это были заслуженный артист РФ скрипач Дмитрий Коган и известный галерист (создатель, в частности, и Пермского музея современного искусства) Марат Гельман, — так и наиболее активных в творческом и общественном плане представителей новосибирской интеллигенции, дискуссия получилась достаточно острой. Не по форме: вопрос—ответ—пикировка—тезис—антитезис—аргумент—контраргумент или нечто подобное. А по концепциям, которые исповедовали, с одной стороны, гости, а с другой — новосибирцы. Первую можно условно назвать центробежной, вторую — скорее центростремительной.
Где корни возникновения первой, стало понятно из выступления Дмитрия Когана:
— Мне кажется, что главная проблема российской культуры — отсутствие четких правил игры. Поэтому абсолютно невозможно предугадать и понять, в каком городе будет построена консерватория, а в каком нет, где появится музыкальное училище, а где цирк… Захотел местный руководитель — сделал. На самом же деле эту стратегическую функцию — определение стандартов — в первую голову должно выполнять федеральное министерство культуры… Оно же занимается другим, в основном годами Культуры России за рубежом. А моя мечта: чтобы наконец объявили год Культуры России в России…
— Культурная политика должна стать частью большой политики. Мы должны сделать так, чтобы вопросы культуры не отделялись от жизни страны в целом, — поддержал музыканта Марат Гельман и поделился с аудиторией уроками, извлеченными из собственного пермского опыта.
А ситуация в Перми несколько лет назад, по словам Гельмана, была и вправду критической: 60 процентов молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, согласно опросам, хотели из города уехать (сейчас — всего 14 процентов). И тогда один из пермских сенаторов предпринял беспрецедентный шаг: пригласил из-за границы экспертов, разработавших проект «Как превратить Пермь в европейский город». Но готовый проект забуксовал, фактически не работал. Потому что, считает Гельман, инновационные процессы не могут идти в консервативной среде, нужно менять сознание людей. Он уверен: более половины инноваций — это не технологические изобретения, а модернистское мышление людей. И главный ресурс в развитии культуры видит в том, чтобы сама культура из позиции «профессионального нищего», которому подают на бедность из бюджета, так сказать, «поддерживают», перешла к позиции сильного партнера, активно помогающего власти в решении многих других проблем территории. Например, ее привлекательности, идентичности, особости, которую определяет именно культура. Потому что конкуренция сегодня идет не за финансовые вливания из столицы, а за людей — их интеллектуальный и профессиональный уровень, а также укорененность и привязанность к данному региону. То, что называют в конечном счете патриотизмом.
Свои новые партнерские отношения с местной властью организаторы Музея современного искусства (и теперь уже следующих проектов), рассказал Гельман, выстраивали таким образом:
— Обычно региональные министерства культуры формируют задачи и, соответственно, бюджетирование по творческим единицам, закрывая последовательно позиции: вот художникам помогаем, вот — писателям, вот — театрам. Мы сказали: субъектами деятельности министерства края являются все его жители. И пояснили: нет ни одного города в мире, который собственными средствами мог бы обеспечить культурный досуг своих граждан, значит, надо кооперироваться с другими городами, перемешиваться, меняться, приглашать варягов.
Так, в результате годичной деятельности команды, создавшей музей, родилась идея «Культурного альянса» — сотрудничества разных городов.
— Раз Москва перестала играть роль центра в этой сфере, мы начали устанавливать горизонтальные связи для интенсивного культурного обмена, — резюмировал Гельман.
Министра культуры Новосибирской области Наталью Ярославцеву также удивляет пренебрежение вышестоящего столичного ведомства к своим патерналистским обязанностям: это касается, к примеру, такого важного аспекта развития культуры, как подготовка профессиональных кадров. Самостоятельно, вплоть до прямого нормотворчества, приходится работать области и в сфере оптимизации структуры отрасли… Кроме того, по-настоящему обидно, когда грантовой поддержкой обходят (числящуюся в федеральном подчинении!) специальную музыкальную школу-колледж, выпустившую десятки всемирно известных музыкантов… Но новосибирцы, по словам Ярославцевой, не привыкли «ждать милостей от природы», поэтому сегодня региональная власть, региональное министерство культуры не мыслят своей работы без экспертного сообщества и обсуждения существующих проблем в открытой дискуссии. И она указала гостям на сидящих за столом и в зале участников форума: именно эти люди (как, впрочем, и многие другие) принимают в последние годы непосредственное участие в разработке самых важных проектов, «которые двигают область».
— Метод, которым мы идем, — пояснила Ярославцева, — программный. Это и разработка Концепции культурной политики области четырехлетней давности, и разработка культурной политики города Новосибирска, а также стратегии развития области в целом, и многое другое.
По мнению министра культуры Новосибирской области, общество проснулось, и это дает в настоящее время постоянный приток новых идей. Это организация молодежного инновационного форума «Интерра», создание Центра современного искусства, строительство нового концертного зала. Причем, если бы власть не работала по этим вопросам в непосредственном диалоге с экспертным сообществом, то в сегодняшней непростой экономической ситуации вряд ли сама решилась, допустим, на объявление конкурса проектов двух театров или строительство того же концертного зала.
Главной задачей нашего областного министерства, региональной власти в целом, по словам Ярославцевой, является формирование единой социокультурной среды, когда образование, культура, молодежная политика, организация досуга интегрируются, объединяются и формируют жителя области как компетентного и заинтересованного потребителя — получателя культурных благ. Потому что, по мнению Натальи Васильевны, дело не в количестве культурных событий — тех же фестивалей, проводимых в регионе, дело в их востребованности…
Кроме того, являясь крупнейшим культурным центром, Новосибирск, по мнению Ярославцевой, ощущает определенную ответственность за культурное развитие всей Сибири. В чем ее поддержала директор молодежного театра «Глобус» Татьяна Людмилина, говорившая о необходимости стратегического программного подхода к развитию регионов и их взаимодействию в сфере культуры со стороны федерального министерства.
Именно это стремление новосибирцев к «крупным формам» в стратегическом планировании при непосредственном содействии федеральной власти можно было условно обозначить как традиционную «центростремительную» концепцию развития культуры. Тогда как Марат Гельман более склонен в реализации культурной политики и практики к феноменологическому подходу, который определяет так: надо создать субъект (фестиваль, музей, театр и проч.), который, помимо самого себя, начнет формировать вокруг себя и среду, прирастая самыми разными ответвлениями.
— Бессмысленно размазывать масло — бюджетные деньги — тонким слоем. Надо найти острую проблему, точку приложения сил и рычаг — наибольший творческий ресурс. Надо погружаться в текст города и что-то из него вытащить. Уникальность — главное, — убежден Марат Александрович. — Речь идет о том, что каждому городу необходимо найти свою федеральную функцию, единственную во всей стране…
И тогда любой культурный обмен, продолжим мысль, любой культурный альянс будет приносить всем территориям России равноценную пользу. А что, интересная идея…
…Интересных идей на заседании секции было высказано немало. Возможно, с первого раза они даже кому-то, что называется, резали слух. И было желание перевести разговор в русло текущего и насущного. Но то, что взаимообогащение — информацией, иными подходами к проблемам и нестандартными алгоритмами их решений — на форуме произошло, было несомненным. Как несомненно и то, что вырабатывать новые стратегии с запасом на десятилетия непросто, но сообща все-таки надежней.