Алиса ХАЗАНОВА:«У меня жажда актерства…»
Каково с младых ногтей быть звездным ребенком, какие это накладывает на ответственных людей дополнительные обязательства и к чему приводит жажда актерства, Алиса ХАЗАНОВА рассказала в интервью изданию sobaka. ru.
— Алиса, говорят, вы всю жизнь были отличницей?
— Да. Правда, в двенадцать лет я в первый раз влюбилась и на год перестала ею быть: появились тройки. Но потом вернулась в ряды отличниц. И балетное училище, куда попала в девятилетнем возрасте, окончила с красным дипломом.
— А зачем вам был нужен красный диплом?
— А как иначе? Балетное образование и балетная психология — очень специфические вещи. Там невероятно сильна конкуренция, не только между коллегами, но даже с самим собой. Это постоянное подстегивание. Да и семья учила меня трудолюбию своим примером: у нас все любили работать.
— Признайтесь, протекция играла какую-то роль в вашей карьере?
— О существовании детей-мажоров я узнала уже во взрослом возрасте. Честно! У меня было довольно изолированное детство, потому что моим миром была будущая профессия. Связи связями, но на сцену-то выходишь сам! И все зависит от того, можешь ты сделать тридцать два фуэте или не можешь.
— Вы, само собой, могли.
— Больше сорока делала, но такое количество не вписывается ни в один балет.
— Все эти рассказы про битое стекло, которое насыпают в пуанты, — правда?
— Для меня это были страшилки, со мной такого не случалось. Интриги шли скорее сверху, от руководства. Меня, как человека с известной фамилией, всегда рассматривают через лупу. И переносят личные симпатии-антипатии к моему отцу на мою персону. Единственный способ выжить в этой ситуации — пахать, совершенствовать себя.
— Поэтому вы пытались убежать из Большого театра в Америку?
— Мне всегда было недостаточно только классической техники. Я воспользовалась моментом междувластия, когда на смену Юрию Григоровичу в театр пришел Владимир Васильев, выпросила академический отпуск и уехала учиться в школу Марты Грэм — основательницы танца модерн.
— Почему не остались там? Вас же приглашали работать после окончания этой школы.
— От Америки у меня было впечатление картонного фасада, за которым ничего не скрывается. Я вернулась в Москву, в Большой театр. Но параллельно два года преподавала систему Марты Грэм в Школе современного танца Николая Огрызкова.
— С балетной сцены вы ушли из-за травмы. Производственной?
— Это случилось в момент сомнения. Я задумалась: почему ничего, кроме балета, не умею? И судьба усмехнулась: сомневаешься — вот, получай! Я захотела научиться кататься на горных лыжах и упала почти на ровном месте. Последовали восстановительные операции. Потом я поступила в Московскую академию хореографии учиться на хореографа-постановщика. Две мои студенческие работы шли на сцене Большого, одна получила приз на конкурсе хореографов «Ваганова-Prix». Но, окончив академию, я решила родить детей и временно рассталась с танцем. А поскольку творчество из меня перло, пробовала себя как постановщик показов коллекций от-кутюр и фотосъемок для журналов. Это был замечательный опыт, но не то дело, которым мне хотелось бы заниматься всегда.
— И в этот момент появился режиссер Николай Хомерики…
— Ко мне в гости пришла подруга и привела Колю. А у меня жажда актерства, бороться с которой невозможно. Рассказала об этом Хомерики. Он тогда был студентом французской киношколы La Femis, писал сценарий своего дипломного фильма, и дал мне небольшую роль в картине «Вдвоем», которая потом получила второй приз в программе дебютных фильмов на Каннском фестивале.
— А как родился образ героини ленты «Сказка про темноту»?
— Коля захотел снять не «женскую историю», а историю человека, не принимающего грубость и банальность внешнего мира. В результате вышел на образ милиционерши, что, на мой взгляд, очень метко: существующее у нас восприятие милицейской формы и жесткость, которую подразумевает работа инспектором по делам несовершеннолетних, создают разительный контраст с хрупкостью человека, который стоит за всем этим.
— Слабая адаптированность вашей героини в обществе — отклонение от нормы?
— Что такое норма? «Все как у людей», «чтобы не хуже, чем у других» — мне это кажется очень страшным. Люди, которые стремятся к такому положению, часто попадают в западню и в конце концов спрашивают себя: «У меня же все хорошо: работа, дом, семья — полный набор. Почему же я так несчастен?» Мне кажется, этот фильм — о порочности стереотипов достижения счастья, приобретенных еще в детстве…
— Сегодня вы, похоже, уже не собираетесь возвращаться в балет — с головой погрузились в кино?
— Никогда не говори «никогда». Все может быть. Если случится какой-то интересный проект, связанный с хореографией, почему бы и нет? Я ко всему открыта.
— Балетная выучка в театре и кино вам приходит на помощь?
— Да, безусловно. В пластике это дает большие возможности. Моя героиня в «Сказке про темноту» идет по берегу океана — непонятая, будто из другого мира привнесенная сюда, напоминает птицу, цаплю, что ли. Если бы не моя хореография, я вряд ли бы смогла так пройти. Мне кажется, это усиливает образ отрешенности. Или вот Геля начинает брать уроки танцев — в этом желание приблизиться к другому, более духовному, тонкому плану — в итоге это еще больше отдаляет ее от окружающего мира. А вообще большой стаж работы в балете приучает к терпению. Актерская профессия требует повышенной терпеливости — и в ожидании роли, и в работе над образом.
— Алиса, а почему вы не смотрите телевизор?
— То, что я вижу на экране, выводит меня из равновесия, и потом я плохо себя чувствую. Поэтому я решила, что не буду смотреть телевизор. Иногда смотрю интересные передачи на телеканале «Культура», а все остальное я могу найти и посмотреть в интернете. Мне так комфортнее. Не хочется включать телевизор просто для того, чтобы он разговаривал…
Алиса Хазанова
Родилась 13 февраля 1974 года.
Окончила Московскую академию хореографии, а также школу искусств «Juilliard School» (США) и актерские курсы «Флоран» (Париж).
Восемь лет работала в Большом театре. Преподаёт в Школе современного танца Николая Огрызкова на Арбате, ставила хореографические номера для академии хореографии. После серьёзной травмы колена прервала балетную карьеру.
Снимается в кино, актриса московского театра «Практика».
Мать двоих детей и жена финансиста, работающего в Европе.