За Уралом — не тишина…
Ну хотя бы потому, что основные итоги его — это не только премии и призы, врученные победителям.
В шутливой — хотя каждое слово правда! — интерпретации ведущих заключительного вечера итоги выглядели так:
— На фестивале объединились лучшие спектакли театров трех регионов — Сибири, Урала и Дальнего Востока. В рамках фестиваля преодолено 40 000 километров — самолетами, поездами, автобусами; продано 5000 театральных билетов; 13 классиков (чьи пьесы были здесь представлены. — Авт.) перевернулись в гробу; 5 драматургов ощутили себя живыми классиками; 17 лучших театров навсегда вошли в историю «Ново-Сибирского транзита»…
Со слов председателя жюри доктора искусствоведения, знаменитого шекспироведа, профессора Алексея Бартошевича — вот как:
— Это был очень сильный фестиваль. Я бываю довольно часто на разных фестивалях, ваш очень сильный. Что, с одной стороны, свидетельство прекрасной работы экспертного совета, с другой — есть из чего выбирать. И самое большое потрясение: в ситуации, когда русская актерская школа терпит драматическую катастрофу, этот фестиваль дает веру, что все не так уж катастрофично: в Новосибирске был представлен спектр замечательных актерских работ. Это усложняло работу жюри, но побольше бы таких сложностей! Второе сильное впечатление от фестиваля: мы узнали целый ряд молодых режиссерских имен, увидели интересные спектакли постановщиков того поколения, от которого зависит судьба русского театра… Еще одна важная вещь: каждому театру — участнику фестиваля удалось увидеть себя в контексте того, что происходит вокруг, понять, что ты есть в реальности.
А вариться лишь в собственном соку для театров крайне вредно, считает член жюри, главный редактор журнала «Страстной бульвар, 10», театральный критик Александра Лаврова:
— Недавно была в Астрахани, где очень приличный театр, который, однако, 15 лет никуда не выезжал, никого у себя не принимал и ни разу не приглашал критиков… Так вот, признаюсь: выглядят они в своей обособленности диковато, вопросы — для театральных людей — задают странные… Поэтому одним из главных итогов «Ново-Сибирского транзита» можно считать следующее: он демонстрирует, что огромная страна Сибирь не дикая, она как раз театрально цивилизованная.
Еще одно мнение — одновременно изнутри и со стороны.
Доктор филологических наук, профессор Томского педуниверситета, театральный критик, член экспертного совета фестиваля Валентина Головчинер:
— Этот фестиваль очень важен для самоощущения театров. Большая честь для них — просто попасть в афишу. Ведь из 124 театров региона в ней представлено лишь 17. Для кого-то это равняется, а порой и выше, «Золотой маске»… Очень достойная афиша, очень хорошо сработали на фестивале театры. И что мне чрезвычайно понравилось — дружеская, очень человеческая атмосфера самого фестиваля: как после спектаклей актеры дружат, как складывается здесь на глазах театральное братство! Фестивалем задан тон и характер этих отношений. А ведь они, актеры, профессионалы и относятся друг к другу в профессиональном плане еще более жестко, чем критики…
И тут по законам театрального жанра место констатирующей реплике. По мнению участников фестиваля, его гостей и зрителей, крепкий фундамент «Ново-Сибирского транзита» был заложен, без преувеличения, самоотверженной работой экспертного совета под председательством театрального критика из Екатеринбурга, члена экспертного совета национальной премии «Золотая маска», директора международного фестиваля «Реальный театр» Олега Лоевского. Сначала 73 спектакля были отсмотрены на видео. Если мнения хотя бы двух экспертов расходились, они отправлялись в путь, в том числе и на самолетах малой авиации, а поскольку это была сибирская зима, попадали в пургу, в условия, грозившие сходом снежных лавин, почти сутки — по дороге из Кызыла в Абакан — в непогоду провели в автомобиле со спущенным колесом на горной трассе в Саянах… Об этом не сожалели, сожалели только о том, что количество фестивальных дней ограничено, и не все достойные внимания спектакли вошли в афишу.
Фестиваль — это, как известно, праздник. Даже для искушенных новосибирских зрителей «Ново-Сибирский транзит» в полной мере стал таковым: спектакли могли нравиться или не нравиться, но уровень их в абсолютном большинстве был высок.
Итак, что же мы, новосибирцы, увидели? (А все площадки — и большие, и малые — на двух дневных и вечерних спектаклях были забиты, что называется, под завязку). Увидели классику — от Дидро, Островского и Чехова до Платонова, Астафьева и Шукшина, а также современную пьесу — французскую, японскую, тувинскую и три постановки так называемой новой драмы — два спектакля разных театров по пьесе Вячеслава Дурненкова «Экспонаты» и молодежный спектакль по пьесе Юрия Клавдиева «Собаки-якудза» Красноярского ТЮЗа.
Обозначу лишь некоторые особенно значимые для меня как зрителя спектакли-вехи.
Режиссер Петр Шерешевский, знакомый нашей публике по постановкам в «Красном факеле», в том числе и вампиловской «Утиной охоты», разыграл с артистами Новокузнецкого драматического театра на малой сцене «Дуэль» Чехова, где в спектакле с искренней и живой интонацией он на новом витке исследовал проблему сколь вечную, столь и актуальную — «жизнь по лжи», которая в замечательной работе актера Евгения Любицкого (Лаевский) убедительным образом разрешилась покаянием героя.
Красноярский драматический театр им. Пушкина представил «Темные аллеи» по рассказам Ивана Бунина в постановке Олега Рыбкина, в очередной раз показавшего себя мастером формы и подтекста. Герои бунинской прозы, по воле режиссера и художника Ильи Кутянского ставшие пассажирами морского лайнера, как мы узнаем из финальных реплик на палубе, эмигрируют в Стамбул. И все их любовные истории, рассказанные кем-то скуки ради, кем-то в надежде облегчить душу, кем-то с болью раскаянья, кем-то с «точкой пули в конце», проецируются на их прощание с Россией, которую они, конечно же, любили, но не смогли уберечь от расставанья навсегда.
Тема любви — самого загадочного, жестокого и противоречивого чувства, попадая под власть которого все мы, как дети, начинаем с нуля, и чужой опыт бесполезен, — стала предметом режиссерских исследований Алексея Песегова (Минусинский драматический театр) в спектакле «Месяц в деревне» по Тургеневу. Исследует он ее неспешно, художнически пристально и талантливо, оставляя в сердцах зрителей романтическую дымку прекрасной грусти, — безусловно, дорогое и редкое послевкусие от встречи с театром.
Самым спорным, вызвавшим у одних восторг, у других — очень внятное неприятие, был на фестивале спектакль «Коляда-театра» из Екатеринбурга по пьесе Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание». Трагическую историю грешной, но, скажем так, аристократически ранимой Бланш Дюбуа постановщик и автор сценографии Николай Коляда поместил в условия непрекращающегося торжества-аттракциона американской обывательской пошлости, используя для этого довольно жесткие, разящие, что называется, наповал приемы. И вместе со своей великолепной командой — Ирина Ермолова (Бланш), Василина Маковцева (Стелла), Олег Ягодин (Стэнли) и другими — добился потрясающего результата. В образе Бланш можно даже азглядеть судьбу красавицы-Европы, которая кичится своей родовитостью и аристократизмом (хотя в ее биографии есть черное пятно фашизма), но сегодня одну за другой жесточайшим образом проигрывает свои духовные «семейные» ценности Америке и американизации как образу жизни.
В «Экспонатах» Вячеслава Дурненкова (режиссер Дмитрий Егоров), кроме прочего, в очередной раз восхитили артисты Омской академической драмы — высочайший класс профессионализма! Однако, к сожалению, драматург, щедро развернув тему и живописав характеры, во втором действии сам будто бы утратил интерес к собственной истории о заштатном городе Полынске, который новые русские возмечтали превратить в прибыльный музей под открытым небом, а его жителей — в живые экспонаты, «принудив» тем самым к скороговорке и театр.
К этому же материалу (и понятно почему — вот он, сегодняшний день, пусть и не до конца прописанный!) обратился и Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола. И в данном случае режиссера Марата Гацалова можно отметить за точность выбора актеров на роли, а актеров — за ту самоотверженность, с которой они эти роли исполняют.
Сценографией, костюмами, музыкой, а главное — искренностью тона в разговоре о высоком — героизме, самопожертвовании ради народа — запомнился спектакль режиссера Алексея Ооржака по пьесе Эдуарда Мижита «Культегин». Энергетикой, драйвом, невероятной тренированностью молодых актеров, точностью стилистики — постановка Тимура Насирова по пьесе Юрия Клавдиева «Собаки-якудза» в Красноярском ТЮЗе.
Новосибирские театры, представленные на фестивале («Глобус», «Старый дом», «Красный факел», «Первый театр»), и их спектакли также были отмечены: в конкурсе — призами, вне конкурса — самыми похвальными отзывами жюри и гостей «Ново-Сибирского транзита». И если педантично и то, и другое взвесить и подсчитать, то статус театральной, культурной столицы Сибири Новосибирск совершенно объективно оправдал. Как оправдала надежды участников фестиваля из других городов и новосибирская публика: по их словам, по чуткости, подготовленности, стремлению понять и принять увиденное жителям нашего города нет равных.
Из того, что не сбылось: жюри призналось, что очень трудно было определять победителя в номинации «Новация», так как по-настоящему авангардных, экспериментальных работ увидеть не удалось — их не было. И это для следующего «Ново-Сибирского транзита-2012» — «задание на дом».