Холодная весна — все равно весна
— Трава поднимается — значит природа чувствует близкое тепло, — поддерживают ее зоотехник СПК «Колхоз «Сартланский» Татьяна Овчинникова и бригадир Наталья Зибницкая.
Однако и трава поднимается медленно, и на небе с утра серые тучи, так что не особенно верится, что лето на пороге. А с другой стороны посмотреть — и в огородах работа идет, и в поле, а в селе сегодня бойко торгуют цыплятами и гусятами (привезли куйбышевские коммерсанты). И почти весь скот уже на пастбищах. 6 мая сартланцы выгнали взрослый молодняк крупного рогатого скота. Бычки пасутся у озера Сартлан, телки — у озера Маук. Это золотые места: летом молодняк чувствует себя здесь, как на курорте.
В середине мая на «летнее время» перешли и коровы. Хотя они и до того не были обделены солнышком: ежедневные прогулки давно заведены на каждой ферме.
С покосами и пастбищами в этом хозяйстве порядок. Даже в самое засушливое лето есть где пасти и заготавливать корма. Природные плюсы хорошо дополняются умелым ведением животноводческой отрасли. На каждом месте — от доярки, скотника до главного зоотехника — работают ответственные люди. В сумме получается успех. В прошлом году, например, коровы здесь давали по 3200 килограммов молока — лучший результат в районе. Нынче хотят прибавить еще два-три центнера.
В общем, животноводство в «Сартланском» — отрасль благополучная. Однако основным вкладчиком в колхозную кассу всегда считалось полеводство. Продали урожай — и вот они, деньги кучкой. Но в прошедшую зиму весы качнулись в сторону животноводческих ферм. Им пришлось стать практически единственным кормильцем хозяйства.
Осенью руководитель хозяйства Александр Макушев отказался продавать зерно за бесценок. Думал подождать, пока рынок проявит интерес к сибирской пшенице. Но вот уже май, а за тонну пшеницы все еще предлагают две тысячи рублей.
— По такой цене не буду продавать даже фуражное зерно. Это обдираловка, — горячится председатель. Человек он расчетливый, прижимистый, даже когда по четыре тысячи рублей продавал, и то, признается, на душе скребло. А тут — вдвое дешевле! Лучше скоту весь урожай скормлю, в молоко и мясо переработаю. У нас две с половиной тысячи голов крупнорогатого скота. За два года съедят!
Наверное, разумное решение, но хозяйству пришлось жить исключительно на деньги, получаемые с продукции животноводческого цеха. Оказалось, вариант несмертельный. Выдержали, причем и пояса затягивать особенно не пришлось. Сужу по покупкам, сделанным в последнее время. Макушев с удовольствием перечисляет: четыре трактора МТЗ-80, один Т-40, четыре пресс- подборщика, двое грабель, две мехлопаты, два грузовых автомобиля. Весомо, правда?
В кредиты Макушев принципиально не залезает. Один раз попробовал — обжегся, больше, говорит, такого счастья не надо.
— Дорогое удовольствие. Если нет государственной поддержки, приходится за покупки выкладывать две цены. Вторая на процентах набегает. Нет, решил — накоплю, тогда куплю. Вкладывался только в основное производство, чтоб не сбить технологии, повысить качество продукции. Со временем нашлись надежные партнеры среди переработчиков молока и мяса. Мы им качественную продукцию, они за нее — достойную цену. Так и деньги пошли.
С банками он тоже наладил взаимовыгодные партнерские отношения. Сюда уже не за кредитами приходит, а за процентами со своих вкладов. Вот на эти деньги и покупается техника, оборудование для ферм. Но этот жирок нарабатывался, когда спросом пользовались и зерно, и продукция животноводства. Не растрясется ли он, если и дальше на одном колесе поедут?
Пока ясности с этим вопросом нет ни в «Сартланском», ни в каком-либо другом хозяйстве. Но даже при полных зерновых складах сеять, конечно, будут. И уже сеют, хотя величину зернового клина многие подкорректировали в пользу кормового. Больше будет однолетних трав, в том числе для зеленого конвейера, для осенней подкормки стада, для сенажа. Сельхозкооператив «Колхоз «Сартланский» использует проверенные зерносмеси: пшеница, овес, вика, горох, подсолнечник. Если отрасль кормит, то и ей положено улучшенное питание.
Обе фермы хозяйства хорошо начали год. За четыре месяца от коровы получено на первой по 1100 килограммов молока, на второй — чуть больше. Среди доярок лучший результат у Татьяны Первухиной — полторы тысячи килограммов. Эта молодая доярка даже потеснила «штатного» лидера Надежду Мищенко. Готовы посоревноваться за первенство в соревновании и другие доярки.
Вот придет большое летнее молоко, оно и даст оценку профессиональному мастерству каждого животновода. А побороться есть за что: хозяйство отмечает передовиков хорошими премиальными.
Переход на пастбища прошел без сбоев. На обеих фермах построены современные доильные площадки. Здесь же имеется место для осмотра коров специалистами, лечения их в случае такой необходимости. Есть пригоны, где стадо может переждать дождь. Есть помещение для работы техника по воспроизводству. И, конечно, вода, электричество.
Сейчас в Бакмасихе оборудуется еще одна такая площадка, к 10 июля будет готова.
Пока же будущие ее «новоселы» находятся в коровнике. Здешний доильный зал похож на цех, где много автоматики и продукция от станка до танка-охладителя движется четким конвейером. Много молодых лиц: на такой ферме им интересно работать. В «Сартланский» частенько просятся молодые семьи и из других районов, где с работой и зарплатой посложнее. Бригадир Наталья Зибницкая, например, приехала из Здвинского района. Скотник Александр Метелица, его жена, доярка Оксана Ширинская, — оттуда же. Есть из Убинского, Куйбышевского районов.
Сегодня был звонок из Томской области: просился в Бакмасиху механизатор с семьей. Про «Сартланский» он узнал от знакомых из Барабинска: мол, там квартиры сразу дают, и не в коммунальном доме, а на земле. Можно хозяйство держать. Макушев первым делом разузнал, готовы ли работать в хозяйстве другие члены семьи. И остался доволен, что взрослый сын у него — водитель, а жена работает в школе:
— Годится. Приезжайте, будем знакомиться. Только сразу предупреждаю: деньги у нас легко не даются, работать придется на совесть.