Камертон ее судьбы
И в эти майские дни невозможно не вспомнить далекое военное время — время героических битв и начала театрально-музыкального искусства в столице Сибири. Этот экскурс в историю мы совершим вместе с выдающейся певицей, солисткой нашего Оперного Надеждой Александровной Дезидериевой-Буда.
15 июня 1941 года Надежда Александровна окончила 42-ю новосибирскую школу (ныне гимназия № 1). По воспоминаниям многих выпускников, в школе была очень хорошая самодеятельность: певцы, танцоры, чтецы, драмкружок. Одаренные ученики часто давали концерты для строителей Оперного, так что получается, Надежда Александровна пела в Оперном театре, когда он еще не был открыт.
Параллельно школьному Надя Дезидериева получала музыкальное образование. Как и все ее сверстники, она была полна надежд и грандиозных планов, но через неделю после выпускного бала началась война — все планы смешались. Она поступила в Новосибирский пединститут на историко-филологическое отделение. И, может, стала бы крепким профессионалом, историком или филологом, однако судьба не отпустила талантливую девочку в педагогическую сферу. В 1943 — 1944 гг. началось формирование актерской труппы будущего театра. Надежду Александровну прослушали и приняли в Оперный в стажерскую группу. Тогда ей впервые была поручена партия Ольги в опере Чайковского «Евгений Онегин». Она спела все сдачи, генеральные и премьеры. А дальше — двадцать лет на сцене, которую они, молодые новосибирские артисты, сделали столь знаменитой.
За эти двадцать лет Надежда Александровна перепела все партии для молодого меццо-сопрано: Ольгу из «Евгения Онегина», Полину из «Пиковой дамы», Кармен из одноименной оперы, Любашу в «Царской невесте», Любаву в «Садко», Марину Мнишек и Федора в «Борисе Годунове», Гертруду в «Банк-Бано» Эркеле, Леля в «Снегурочке», Кончаковну в «Князе Игоре», Ганну в «Майской ночи» Римского-Корсакова, Ульяну Громову в «Молодой гвардии» и так далее — более 60 ролей.
Оперный театр в своих истоках был укомплектован корифеями сцены, профессиональными, интеллигентными людьми. По словам Надежды Александровны, работать в таком коллективе было, с одной стороны, очень просто и очень трудно — с другой. Несмотря ни на что, это было время вдохновения, и солистка с удовольствием вспоминает его, называя лучшим в ее жизни. Тогда театру еще не было присвоено звание академического, но по своей сути он уже был таковым.
В военное время театр проводил большую просветительскую и шефскую работу. В дневное время труппа готовила спектакли: «Ивана Сусанина» (им 12 мая 1945-го и был открыт наш Оперный), «Евгения Онегина», «Кармен» — шли уроки, мизансценные репетиции, хоровые спевки, а вечером оперная, балетная и оркестровая труппы, разделенные на бригады, выезжали и давали концерты для раненых, для воинских частей, для тружеников села, для железнодорожников.
В коллективе первых десятилетий Оперного были выдающиеся певцы — Лидия Владимировна Мясникова, Алексей Филиппович Кривченя, Вениамин Павлович Арканов, Надежда Ивановна Первозванская, Наталья Михайловна Куртенер, Екатерина Сергеевна Надыбина. Все эти люди пришли в театр в самом начале формирования труппы. Надежде Александровне тогда в ежедневном общении казалось, что так, а не иначе, и должно быть, что иного высокого уровня человеческих взаимоотношений и быть не может. Прошло время. Многое изменилось в театральной среде. Что ж, большое видится на расстоянии. Большая удача для Надежды Александровны сегодня, что ей посчастливилось работать в таком прекрасном театре, среди таких замечательных людей, на такой прославленной сцене.
Вообще, судьба Надежды Александровны достойна целой эпопеи — она из тех, которым хочется завидовать. Любимая работа, любимые коллеги и друзья, любимый муж. Игорь Семенович — летчик, сорок лет проведший в воздухе. Надежда Александровна показала мне много его военных медалей и орденов: за оборону Ленинграда, за перегонки самолетов. Есть и гражданские: за кругосветные полеты, за четкие, отточенные рейсы. Супруги прожили вместе аж целых шестьдесят шесть счастливых лет.
— Я желаю каждой женщине такой прекрасной семьи! — говорит Надежда Александровна.
А семья ее действительно прекрасна: замечательные родители, заботливый муж, милая дочь Леночка. Однако счастье это притуманено слезами — сейчас они живут лишь в ее памяти…
…Труппа Оперного объездила всю страну. Она побывала в Приморье, Владивостоке, Находке, на острове Русский, что на границе с Китаем в районе Черной речки. Певцам довелось выступать и в подразделении подводных лодок, и на быстроходных катерах, и на крейсерах. Целый месяц артисты пели на сцене Большого театра в Москве. По воспоминаниям Надежды Александровны, москвичи сначала скептически отнеслись к «оперникам» из Сибири, но вскоре посыпались восторженные рецензии. Надежда Александровна рассказывает, что в Большом прекрасная сцена, шутливо добавляя: «Почти как в нашем театре». Но ей всегда казалось, что в нашем — удобнее.
Во главе театра долгое время был Семен Владимирович Зельманов — выдающаяся личность, прекрасный организатор. Он не был музыкантом, но имел особый талант, ведь руководить огромным театром очень непросто. Надежда Александровна считает, что это был исключительный директор, которому невольно хотелось подражать. Он сумел сформировать не только хорошую актерскую труппу, но и собрать в театре прекрасных дирижеров и режиссеров. Это были великолепные Александр Александрович Копылов, Алан Исакович Жоленц, Михаил Александрович Бухбиндер, Исидор Андреевич Зак, Натан Григорьевич Факторович и Роман Иринархович Тихомиров, Лев Дмитриевич Михайлов, Наум Григорьевич Фрид. В те годы вся труппа, независимо от возраста и уровня мастерства, училась: были семинары по эстетике, философии, уроки грима, танца, пластики, изучение системы Станиславского. Молодежь заканчивала музыкальное училище, одновременно работая в театре. Надежда Александровна считает это очень ценным, важным. Ведь и сама она с отличием окончила музыкальный колледж, а затем и Новосибирскую консерваторию по рекомендации театра.
Оперный славился своим бережным, уважительным отношением к классике. И зал благодарно отвечал — труппу везде ждали и любили. Студенты консерватории и колледжа приходили в Оперный в любое время, на любой спектакль или репетицию. То там, то там видела Надежда Александровна сидящих юношей и девушек с партитурами. Искусство действительно было доступно многим, принадлежало народу: за 50 копеек любой мог прийти в театр.
…Шли годы, в определенный момент певице нужно было менять амплуа. Она этого почему-то не смогла сделать и ушла из театра. Это был очень трудный шаг: не были готовы ступеньки для отхода. Но возникла новая возможность — зигзаг в юношеские годы, в педагогику. Надежду Александровну назначили директором известной первой детской музыкальной школы. Я, как и многие новосибирцы, прошедшие через ДМШ № 1, обязана существованием этого родного здания на Некрасова, 4, именно ей.
Сейчас в Оперный Надежда Александровна не ходит. Последний раз была на его пятидесятилетии. Приняли её очень хорошо, по-царски. Но певица простилась с театром. Тогда еще были живы и Исидор Аркадьевич Зак, и Лидия Владимировна Мясникова, сейчас все близкие и родные по возрасту и по духу люди уже ушли.
Недавно, в марте нынешнего года, Надежде Александровне присвоено звание «Почетный работник культуры Новосибирской области». Заслуженная награда за славную, благородную жизнь в искусстве. Еще один ценный вклад в ее «сокровищницу» — архив, где огромное количество грамот, дипломов, благодарственных писем и других знаков возвышенной памяти о прекрасных страницах новосибирской культуры, о замечательном театре оперы и балета, который всегда был и остается главным в ее судьбе.