«Балет — моя жизнь и страсть»
Затем вернулась в Киев, поступила в балетную труппу Киевского государственного театра оперы и балета имени Т. Шевченко. Здесь юная Кожокару исполняла главные партии в «Золушке», «Дон Кихоте» и «Лебедином озере».
В Королевский балет 18-летняя артистка возвращается уже не в статусе начинающей — к концу первого же сезона она становится ведущей солисткой, а через полтора года достигает высшей ступени балетной иерархии. Лучшие мировые труппы жаждут заполучить ее в качестве «приглашенной звезды» — Алина танцует в Мариинке, Американском балетном театре, Копенгагене, Вене, Будапеште. Жизель и Сильфида — ее коронные роли. Легчайший прыжок балерины и ее чистейший танец, возникающий без всяких видимых усилий, придают этим созданиям внеземную фантастичность.
Через несколько дней 65-летие будет праздновать ровесник Победы, гордость Новосибирска, всей Сибири и России — Новосибирский государственный академический театр оперы и балета.
Пять первых майских вечеров накануне торжественной даты в НГАТОиБ были посвящены грандиозному — в масштабах не только всероссийских — событию. Это ставший уже традиционным Третий Сибирский фестиваль балета, имеющий, безусловно, международное значение и звучание, благодаря усилиям его инициатора и организатора, танцовщика с мировым именем, художественного руководителя Новосибирского балета, народного артиста России Игоря Зеленского. И мы в ближайшее время обязательно расскажем читателям о том, как прошел этот представительный балетный форум. А сегодня — встреча для вас: после балета «Жизель» нашему корреспонденту посчастливилось взять интервью у исполнительницы заглавной партии в фестивальном спектакле — примы-балерины Лондонского Королевского балета Ковент-Гарден Алины КОЖОКАРУ.
— Алина, увидеть вашу Жизель действительно счастье... Но где Великобритания и где Сибирь — что было сутки назад, каким образом вы очутились на новосибирской сцене?
— Вчера прилетела из Лондона… А вообще должна была приехать еще на первый фестиваль — не получилось, и я сильно огорчилась. Очень рада, что смогла танцевать здесь на этот раз. Правда, теперь мой партнер Иохан Кобборг не смог участвовать, и мы, к сожалению, не встретились здесь. Но мне очень приятно сегодня было танцевать с вашим молодым талантом (Семеном Величко. — Авт.). К сожалению, один спектакль — это очень короткая история, хотелось бы и завтра, и послезавтра ее повторить. Ну, хотя бы еще разочек…
— Значит, вам на этой сцене было хорошо?
— Да, очень хорошо.
— А какое место занимает Жизель в вашем творчестве — любимая партия?
— Так получилось, что она одна из важнейших ролей в моей карьере. И потихоньку-потихоньку «Жизель» стала моим любимым спектаклем. А главное, что мне нравится в ней: чем больше я ее танцую, тем больше каких-то новых вещей для себя нахожу. И совсем иначе делаю каждый спектакль: каждый день, каждая репетиция, каждый спектакль — это в чем-то другая Жизель. Когда музыка начинается, мне самой перед выходом на сцену интересно — что будет? Удивительно, но чем больше я танцую «Жизель», тем свежее раз от разу спектакль для меня становится. Поэтому именно эта роль одна из моих любимых…
— У писателя Маркеса есть такое наблюдение: чем страстнее, чувственнее человек, тем он как-то затаеннее, тише и не показывает этого внешне. Ваша Жизель такая кроткая… Словом, к вашей героине и к вам лично это наблюдение применимо? Как страстный человек, например, может выносить изо дня в день этот балетный педантизм, постоянную муштру класса — раз-два-три, раз-два-три?
— Мы делаем все эти «раз-два-три» именно потому, что очень любим свою профессию и страстно к ней относимся. Иначе просто невозможно так себя воспитывать и заставлять делать это каждый день. И мне всегда этот процесс приносит большую радость. Вот даже вчера вечером только из самолета — и я допоздна здесь занималась. Потому что мне хотелось что-то, как можно лучшее, интересное, показать новой публике. Привыкнуть к этим условиям и найти нечто для себя. То есть балет, танцы — моя страсть, моя жизнь. Жизнь и страсть.
— Алина, и все-таки: что вас привело в Новосибирск — вы слышали о нашем театре, имя Игоря Анатольевича Зеленского?..
— О том, что здесь есть такой фестиваль и такой театр, я впервые услышала от Игоря. К сожалению, до сих пор не знала его отчества (смеется). И приехала потому, что для меня любой театр — это дом. Где бы он ни находился — в Сибири или Лондоне… Словом, если есть театр (даже театрик где угодно), я с удовольствием приеду и потанцую — в другой атмосфере, для другой публики. Мы же, артисты, живем публикой, подпитываемся от нее эмоциями и чувствами.
— Неужели вас устроит прямо-таки любой театр?
— Надеюсь, в Лондоне этого никто не прочитает, по-русски же не понимают (смеется)… Из-за того, что я выросла в Киеве — я знаю, это Украина, — но именно там я научилась русскому языку, чуть-чуть узнала русскую литературу и… русскую душу, могу сказать, что это чувствуется именно в России, на Украине — другая любовь к балету, другое понимание его. Душа в этом всем ощущается больше, чем в Европе… Еще, кстати, в Японии есть такое же особое понимание искусства. Но мне ближе душой Россия…
Тут к нашему разговору подключилась пресс-секретарь НГАТОиБ Дарья Козырева и задала два вопроса: понравился ли Алине Новосибирский театр оперы и балета и в чем она видит значение Сибирского фестиваля балета?
— Знаете, мне все говорили: не бойся, не пугайся — театр в Новосибирске такой большой… Но я обожаю танцевать на больших сценах! В таком пространстве прекрасно двигаться, танцевать — вся сцена твоя, весь мир твой! И это очень приятное ощущение. Конечно, хотелось бы еще один денечек прихватить, чтобы действительно привыкнуть, полностью взять в руки происходящее. Но все равно даже одним спектаклем эта история для меня в чем-то добавилась, приросла. В общем, мне очень понравилось. Помню, и Иохан, когда приехал из Новосибирска, тоже рассказывал о театре с какими-то по-настоящему звенящими струнами… А проведение таких фестивалей — недавно я была на Мариинском фестивале — по-моему, очень необходимо. Во-первых, публике это интересно: приезжают другие балерины и танцовщики, а это другой стиль — нравится или не нравится, второй вопрос — все равно интересно смотреть. Ведь балет — это очень личное, и он состоит из этих нравится-не нравится. Публике интересно смотреть и нам тоже очень интересно выйти на сцену с другой труппой, танцевать другую версию балета, потанцевать с другим партнером. Найти для себя что-то новое. Жаль, что мне не довелось увидеть вчера вашу «Баядерку» и завтра уже не увижу «Дон Кихота»!
— А что ждет вас, если не секрет, завтра?
— Завтра я лечу в Милан, в Ла Скала. Там у меня спектакли в конце месяца. Нужно порепетировать, выучить версию, встретиться с партнером. А в среду опять еду в Лондон, спектакль «Symphony in C» Баланчина…
— Удачи вам, Алина! И большое спасибо: мы запомним вашу Жизель — кроткую, трогательную, легкую, как сон...