13 номинантов и один счастливчик
Труппа музкомедии начала чествовать своего патриарха цветами и песнями прямо на перроне вокзала, изрядно удивив и развеселив пассажиров. «Красный факел» и НГАТОиБ привезли дипломы и приподнятое настроение.
— Мне очень понравилась церемония в Гостином Дворе, поставленная Ниной Чусовой в стиле античного театра, с живыми скульптурами в тогах и туниках, — поделился впечатлениями Константин Телегин, исполнитель заглавной роли в «Макбете», выдвинутый на соискание премии за мужскую роль наряду с сильнейшими соперниками. — Я впервые участвовал в фестивале лучших российских спектаклей и не сомневался, что премия достанется Евгению Миронову, поскольку видел его в «Рассказах Шукшина». После «Маски» для меня открылись новые горизонты, стали очевидны мои недостатки, появилась такая жажда работы, что не хочется выходить из родного театра.
На самом деле Телегин и перед показом шекспировской трагедии в Москве ни на что, кроме своего образа, не отвлекался. Есть такая шутка: «день приезда — день отъезда — один литр», так вот ни к литрам, ни к миллиграммам Костя за все время гастролей не прикасался, был предельно сосредоточен, постоянно разминался, манипулируя оружием за сценой, чтобы выполнить пластический рисунок роли. А подвела его коварная акустика зала московского Театра имени Маяковского, вдвое превышающего краснофакельский по количеству мест. На репетициях при пустом зале и его, и другие реплики звучали ясно, интонационно объемно, а, когда партер и ложи заполнились, звук вдруг сделался глухим. «Что он говорит?» — перешептывались, переспрашивая друг друга, зрители. Критик Ольга Егошина, чья рецензия в «Новых Известиях» появилась первой, не преминула отреагировать злорадством: «По контрасту с громкой музыкой голоса актеров «Красного факела» не слышны дальше первых рядов…» Кстати, других рецензентов, равно как и зрителей, ничуть не возмутила громкая музыка. В частности, студентки РАТИ — будущие театроведы наперебой благодарили режиссера Тимофея Кулябина за изысканность музыкального оформления. А режиссер канала Рен-ТВ Игорь Романовский спросил, не будет ли считаться плагиатом, если он использует ту же музыку в качестве заставок к передачам.
И все-таки самое большое испытание выпало техническому персоналу «Факела». Монтировщики приехали в Москву на сутки раньше актеров, чтобы разгрузить 5 тонн декораций, и все время гастролей практически не спали, не покидали «Маяковку». Осветительные фермы отказывались втискиваться в чужое, слабо механизированное сценическое пространство, художественное оформление, выполненное Олегом Головко, не удалось восстановить без потерь. А световую партитуру и вовсе пришлось переписывать заново. Ассистент режиссера Людмила Белова, не отлучавшаяся от пульта в ходе всех постановочных процессов, технических репетиций и прогонов с актерами, не позволившая себе сделать паузу во время обеда, в результате начала хромать, от боли в спине не могла заснуть и в самолете.
Монтировщики с красными, воспаленными, глазами ни на секунду не отходили от выхода на сцену, болели за своих еще азартнее, чем самые страстные поклонники футбола. Жаль, что в списках номинаций не предусмотрен раздел «за трудовую доблесть», они точно достойны такого приза. Директор «Золотой маски» Мария Ревякина, знающая цену подобным подвигам и героям «невидимого фронта», не случайно неоднократно поблагодарила Александра Прокопьевича Кулябина за обеспечение высочайшего организационного уровня фестивального показа…
Говоря о режиссере «Макбета» Тимофее Кулябине, я предпочитаю держать обещание, данное мастеру его курса Олегу Львовичу Кудряшову. Он просил не хвалить своего ученика, не называть его молодым и талантливым: «Неталантливых людей на режиссуру не принимают. Я вижу, что Тимофею сейчас процесс поиска дороже результата, муки экспериментов ценнее наград. Это правильно. Чтобы добиться чего-то стоящего в искусстве, надо иметь недюжинное терпение и волю к творчеству. Похвалы и премии — это шелуха, они ничего не значат».
Это правда. Праздник состоялся, начались театральные будни, в которых красоты и радости ничуть не меньше, чем в фестивальной тусовке. Недаром участники поездки вместо того, чтобы любоваться памятниками и пейзажами солнечной Москвы, торопили время: скорей бы в самолет — и на родную сцену.