Когда слова — верхушка айсберга
Как главную премьеру сезона представляет 21, 22 и 23 апреля молодежный театр «Глобус» спектакль по рассказу выдающегося русского прозаика Андрея Платонова «Возвращение», постановку которого на малой сцене осуществил к 65-летию Победы режиссер Олег Юмов.
Именно ему, режиссеру-постановщику, было задано несколько вопросов накануне премьеры.
— Олег, как вам работалось с таким непростым литературным материалом?
— Работать над произведениями Платонова — великое везение. Но и браться за них — большая ответственность. В работе над Платоновым нужна правдивость, а мы — все-таки театр. А театр должен быть условным. Вдвойне трудно говорить на темы войны: нашему поколению приходится ориентироваться по фильмам, книгам, записям. С другой стороны — в работе появляется дополнительный азарт. Тем более что основой для спектакля стал рассказ, а не драматургия. Мне очень бы хотелось раскрыть и передать природу произведений Платонова, уловить «театр Платонова», его жанр, слог, композицию.
— О чем будет спектакль?
— У всех великих авторов точные и многогранные названия. Например, «Гроза» Островского — очень цепляющее название, раскрывающее самую суть произведения.
Так и в «Возвращении» — фабула гораздо глубже, нежели возвращение человека с войны и его устройство в мирной жизни. Мы, к счастью, живем в мирное время, а для героев Платонова война — это кураж. У него есть очень хорошая фраза: «Они чувствовали себя осиротевшими без войны». За четыре года люди привыкли к войне. А на войне происходят разные вещи — как моральные, так и аморальные страшные вещи. Война так раскидала всё и на передовой, и в тылу, что дети уже не выглядят как дети, а жены — как жены. Все перевернуто с ног на голову: герою рассказа Петрушке 11 лет, а он рассуждает как дед, 12-летняя Настя выглядит как маленькая женщина, Женя Иванова, тонкая, хрупкая женщина, работает на кирпичном заводе, сам Иванов привык к войне, привык убивать. И единственное, что в такой ситуации может успокоить сердце, — это сердце другого человека. В результате «Возвращение» — это не просто возвращение домой, а скорее возвращение к самому себе.
— Не страшно ли было браться за такую тему?
— Есть такое выражение: «Не мы выбираем, а нас выбирают»… Я отношусь к этой теме без фанатизма, но мне очень нравится работать с классикой. Материал первичен, драматург первичен, а мы должны его распознать, подобрать ключ. Это как-то по-хорошему воспитывает, в том числе меня как режиссера. Как писал Александр Таиров, чтобы что-то сыграть, совсем не обязательно нужно это пережить. Я считаю, главное, чтобы тема цепляла тебя внутренне.
— Какой будет спектакль по атмосфере?
— Платонов хорош в паузах, хорош в тишине. Его персонажи — очень чудные. Это люди, существующие в каком-то своем очень глубоком измерении. А слова — лишь верхушка айсберга. Вот этой атмосферы тишины и действия и хочется добиться.
— Какой вы видите свою аудиторию?
— Просто хорошие люди, понимающие, на что они идут. Не в том, конечно, смысле, что филологи. Просто Платонов в истории СССР долго был недосягаем для людей, его не печатали. А у него есть чему научиться, что понимать. Есть катарсис. На спектакль могут прийти и взрослые, и дети. Все те, кому интересно жить, наблюдать, переживать.
— Как вам работается с труппой «Глобуса»?
— Мне очень нравится атмосфера театра. Команда, которая собралась, — это просто песня. Мне кажется, что репетиции происходят в удовольствие и в интерес. Любопытно открывать что-то через автора в себе. Очень верно и точно распределение ролей. Например, артист Павел Харин меня просто поражает. Как человек, как актер, его круг интересов. Он представитель того поколения артистов, которых все меньше и меньше в наше попсовое, mtv-шное время. Александр Варавин всегда настроен на поиски нового, всегда пребывает в диалоге. Денис Васьков, если ему будет везти с авторами и режиссерами, вырастет в очень большого артиста. У него такая хорошая «начинка» — органика, природность, остается только направить это в нужное русло. Ольга Цинк и Елена Ивакина играют одну роль. И не потому, что я сомневался — они обе замечательны в своей природе. Персонаж Любови Васильевны настолько сложный и глубокий, что я специально сделал два распределения, чтобы артистки могли смотреть на персонажа со стороны и сделать образ еще глубже. Вообще любопытно было бы весь спектакль сыграть в два состава. Очень приятно работать с Ниной Квасовой: режиссеру всегда комфортно, когда самоцелью у актеров являются не какие-то свои принципы, а когда люди занимаются делом. Надеюсь, что им тоже работается в удовольствие. Ребенка и через насилие можно родить, а хочется — по любви. Очень хочется.
— А Новосибирск — понравился?
— Я бы здесь остался. У Новосибирска есть самодостаточность. Театральная жизнь здесь кипит в некоторых моментах круче, чем в столицах. Что касается «Глобуса» — чувствуется, что это именно молодежный театр, чувствуется пульсация жизни.
Олег Юмов — выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В 2005 году он поставил дипломный спектакль «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Лорки в Красноярском театре им. Пушкина. В 2006 году — спектакль «Героические деяния и речения доблестных Пантагрюэля и Панурга» по роману Рабле в московском Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина. В феврале 2007 года в Екатеринбурге на сцене Театра юного зрителя состоялась премьера его спектакля «Трактирщица» по Гольдони. В Улан-Удэ на сцене Бурятского академического театра драмы им. X. Намсараева Олег Юмов поставил спектакль «Максар. Степь в крови» по мотивам пьесы Шекспира «Макбет», который был выдвинут на премию «Золотая маска» в пяти номинациях, в том числе — «Спектакль большой формы» и «Работа режиссера».
В 2009 году у Олега Юмова состоялась премьера спектакля «Тверской бульвар» по рассказам Бунина в Омском государственном драматическом «Пятом театре». С 2009 по 2010 годы Олег Юмов — художественный руководитель Русского драматического театра имени Н. Бестужева (Улан-Удэ). Сейчас живет и работает в Москве.