Балуев против Балуева
Она же — картинка — была своеобразным знаком происходящего: все собравшиеся на эту встречу хорошо представляли киношного «растиражированного» артиста (чаще в имидже брутального крутого парня или героя в военной форме, которая ему так к лицу), а тут вот он — живой, взнервленный работой Балуев-Арбенин из лермонтовской драмы готов отвечать на вопросы…
Но вначале все же вопрос к режиссеру-постановщику спектакля Тимофею Кулябину: премьерой «Маскарада» театр открывал сезон в сентябре, роль Арбенина в нем исполнял наш, новосибирец, Игорь Белозеров, что же такое «вторая премьера»?
— Все очень просто: другой исполнитель главной роли — стало быть, несколько другой будет в спектакле акцент. Хотя бы потому, что Игорь Белозеров и Александр Балуев — разные люди. А значит, и Арбенин будет немножко другой, и история в целом каким-то образом поменяется. Ну, например, здесь Игорь Белозеров выходит на сцену в роли Неизвестного. И в этом тоже есть особое решение: появится в некотором роде двойник Арбенина. В общем, это будет в чем-то другой спектакль, поэтому его можно смело назвать второй премьерой.
Журналисты поинтересовались: насколько для самого Балуева типична подобная ситуация — участвовать в немосковских театральных постановках?
Оказалось, абсолютно нетипична:
— Никогда не участвовал — для меня все это ново. И сейчас я даже не знаю, как это в мою насыщенную по занятости жизнь это все включить. Но, надеюсь, включусь. Тем более что в театре меня встретили очень тепло. Я чувствую большую поддержку. Я никогда не играл эту пьесу (это не тот случай, когда, сыграв раз 700 роль, 701-й играют в другом театре). И это вызвало еще большее сочувствие. Надеюсь, что не выбьюсь из краснофакельского ансамбля. Замечательного, кстати, ансамбля.
По поводу сложившегося сурового «военно-криминального» имиджа актера (вот и фильм «Кандагар» скоро выйдет на экраны, где он — командир экипажа самолета, захваченного в Афганистане талибами) и возможности переключиться на классику:
— Может быть, и сложился, помимо моей воли, у зрителей определенный мой имидж. Но для себя самого моя творческая биография идет своим путем: я разбавляю эту суровость другими моментами. Просто люди, наверное, не видели комедий, в которых я играю, работ в других жанрах. В общем, этот самый суровый имидж для самого меня не сложился, и мне от него легко отказываться. Потому что он в принципе для меня не существует.
Еще Александр Николаевич признался, что ничуть не похож на своего героя — Арбенина:
— Я не ревнив вообще. Не знаю, что такое ревность ни в семье, ни в работе… Тем более ревность-болезнь, возведенная в степень, когда человек способен на страшное. Может быть, я потому и согласился играть, что мне непонятен этот механизм. Если бы был понятен, костюмчик бы надел (смеется) и всех передушил-отравил… Единственно, что мне близко, — это любовь. Я без нее никогда не жил и жить не буду.
Участие в таком проекте для известного актера — показатель того, что он тяготеет к самосовершенствованию — профессиональному в первую очередь, предположили журналисты. Так ли это?
— Когда артист занимается только тем, что, наработав какой-то имидж, потом действительно только «меняет костюмчики» под этот имидж, для меня это мертвый артист. Будь он популярный или суперпопулярный — неважно… Потому что не хочет ничего в себе менять! А ведь есть такие актеры, которые никогда не соглашаются на отрицательные роли. Вот он создал образ такого хорошего-прехорошего, что его любят женщины, мужчины и дети всей страны, и он даже не хочет прикасаться к материалу, который может этот имидж разрушить. По-моему, это чудовищно!.. Я ведь тоже довольно ленивый человек и привыкаю к благости бытия… А это искушение, безусловно, большое: когда все в порядке, можешь расслабиться. Но на второй, третий, четвертый день такого существования ты умираешь — не физически, а личностно, творчески… Конечно, то, что я сейчас испытываю, «внедряясь» в «Маскарад», это — стресс. Стресс профессиональный и просто человеческий. Но я за такие стрессы. Я за то, чтобы чаще менять привычки и привязанность к тем или иным образам, тем или иным темам.
Одним из тех, кто разглядел в сверхпопулярном Балуеве внутреннюю профессиональную «незамыленность», а может, и перфекционизм, стал наш земляк, знаменитый кинорежиссер Андрей Звягинцев. Он пригласил актера в свой второй фильм «Изгнание», что очень того удивило, а потом, на съемках, по словам Балуева, это удивление «переросло в особое с ним взаимопонимание». За то, что артхаусный Звягинцев не побоялся шлейфа прежних балуевских ролей и выбрал именно его, Александр Николаевич ему очень благодарен:
— И, надеюсь, если лет через сорок — а Андрей очень долго снимает свои фильмы! — он вновь затеет что-то и пригласит меня, я с удовольствием у него снимусь.
Как прокомментировал приглашение на роль в краснофакельском спектакле «актера извне» директор театра Александр Кулябин, это распространенная в столице практика. Это делает спектакль, по его словам, «бескомпромиссным». А в «Красном факеле» уже есть и свой собственный в этом плане опыт: актер Городского драматического театра Сергей Новиков играет в двух краснофакельских спектаклях и репетирует третью роль.
Так что после трех январских представлений «Маскарада» с участием Балуева в феврале на сцену в роли Арбенина вновь выйдет Игорь Белозеров. 5, 6, 7 марта — опять Балуев и так далее.