USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Кэмерон предупреждает. Не первый раз

подготовила Татьяна ШИПИЛОВА
Грациозные гуманоиды «на’ви» в фильме Кэмерона — это, по замыслу режиссера, один из аспектов нашего существования, то хорошее, что есть в каждом из нас.
Грациозные гуманоиды «на’ви» в фильме Кэмерона — это, по замыслу режиссера, один из аспектов нашего существования, то хорошее, что есть в каждом из нас.

Для Кэмерона сюжет о вторжении алчного человека в чужой мир, живущий по своим собственным законам, — важнее 3D-красот.

Он не впервые пытается предупредить человечество об опасности. Оба его «Терминатора» кричали людям: «Остановитесь!» Но человечество привычно отвечает: «У-у, Джеймс, какое прекрасное кино!» — и останавливаться не собирается.

В интервью журналу «Русский репортер» режиссер-оскароносец, снявший двух «Терминаторов», фильмы «Чужие», «Бездна», «Титаник» и многие-многие другие, Кэмерон делится своей болью — иначе не скажешь!

— по поводу безответственности человечества — к себе, природе, миру в целом.

— В «Чужих» чужие были монстрами, убийцами. В «Аватаре» монстрами стали люди. Чем вызвана такая эволюция ваших взглядов?

— Я всегда относился к человечеству довольно-таки плохо (смеется). Начать с «Терминатора» — куда уж хуже-то? Нет, я очень люблю людей, наш потенциал, нашу изобретательность. Но я не доверяю человеческим системам — корпорациям, правительствам. И до тех пор, пока они будут править миром так, как они это делают сейчас, мир будет продолжать рушиться, мы будем продолжать уничтожать природу, и ни к чему хорошему это не приведет. Когда мы смотрим «Аватар», мы хотим быть, как прекрасные «на’ви» — такие грациозные, такие свободные, они живут в единении с природой, уважают ее. Хотим быть такими — ну и ничего страшного! «На’ви» — это часть нас.

Рассматривайте фильм как метафору: «на’ви» на самом деле не существуют, они просто один из аспектов нашего существования, они — то, чем мы хотели бы быть. И люди, и «на’ви» — это все мы. Можно сказать, что люди — это наша темная сторона... Хотя нет, там есть и хорошие персонажи.

— В ваших фильмах всегда были важны сильные женские образы, в «Аватаре» одна из героинь — природа целой планеты. Откуда такой интерес к сильным женщинам?

— Ну, я мог бы рассуждать с коммерческой точки зрения и сказать, что публике такое нравится (смеется). Но на самом деле я просто люблю придумывать интересных персонажей — и мужчин, и женщин. В Голливуде ведь женщины обычно кто? Ну подружки главного героя. Особенно в коммерческом кино. А для меня моя мать всегда была и остается примером: очень сильная женщина, очень артистичная. Так что, может быть, я просто хочу рассказать о том, что меня восхищает.

Но очень интересно, что вы упомянули женский образ в «Аватаре», который никто из зрителей не видит и даже не знает, есть ли он на самом деле. Все говорят об этом существе, об этой «женщине», но так просто проглядеть ее, свести все к верованиям примитивного народа... А на Пандоре нет суеверий, там все по-настоящему.

— Можно ли рассматривать этот фильм как своеобразное политическое заявление?

— Конечно. Агрессия — это плохо, нападать на чужие страны нехорошо. Я тут ничего нового не открываю, все довольно очевидно. Но мне кажется, иногда в фэнтези, в фантастике правильно напоминать людям об уроках, которые им преподала их собственная история. Имеется в виду не только администрация Буша, которая вторглась в Ирак: это и Франция, которая вторглась в Канаду в XVII веке, и Испания, которая вторглась в Южную Америку. Это — вся история завоевания чего-то такого, что в тебе совершенно не нуждается. И если развить эту метафору еще дальше, мы — люди, технологическое общество — берем у природы то, что нам не принадлежит. И теперь, чтобы как-то это вернуть, надо найти способ более сбалансированного существования.

Фотографии статьи
Грациозные гуманоиды «на’ви» в фильме Кэмерона — это, по замыслу режиссера, один из аспектов нашего существования, то хорошее, что есть в каждом из нас.