USD 96.1079 EUR 105.6891
 

В санаторий — по льготной путёвке

Наталья ИВАНОВА
Нагрузка у всех разная, но в среднем в Новосибирской области педагог работает на 1,6 ставки. Фото: Андрей Заржецкий
Нагрузка у всех разная, но в среднем в Новосибирской области педагог работает на 1,6 ставки. Фото: Андрей Заржецкий

Как так получилось, что дефицитным специалистом в школах Новосибирска оказался... повар?

В Новосибирской области учителей становится больше. Тенденция объясняется еще и тем, что в образовательных организациях создаются новые рабочие места.

В настоящее время в системе среднего образования региона трудится более 26 тысяч педагогических работников, причем порядка 34 процентов — на селе. В организациях дошкольного, дополнительного и общего образования Новосибирска работает около 20 тысяч учителей.

Каждый год в школы Новосибирской области приходит порядка 200 специалистов, но тем не менее дефицит кадров сохраняется.

Акцент на молодёжь

Наиболее востребованными в субъекте по-прежнему остаются учителя математики, русского языка, начальных классов и иностранного языка. В Новосибирске сформировалась такая же картина, но здесь заметна еще нехватка преподавателей физики и тьюторов.

— Основной упор в части восполнения кадров мы делаем на молодых специалистов. Ежегодно к нам поступает на работу порядка 650 человек. Это в более или менее равных пропорциях выпускники педагогических колледжей и университетов. Среди них также есть совсем немного молодых специа­листов, которые окончили непрофильные образовательные организации, но выбрали своей миссией учительство и преподавательскую деятельность, — рассказала министр образования Новосибирской области Мария Жафярова. — Дальше идет федеральный проект «Земский учитель», который позволил пополнить штат образовательных организаций нашего региона более чем на 200 человек. Проект реализуется с 2020 года. Замечательно, что он включен в новый национальный проект «Молодежь и дети», и с его помощью субъект продолжит решать кадровый вопрос.

У нас также действуют такие региональные инструменты, как, например, проект «Сетевой учитель». Он позволяет учителям базовых школ вести уроки в режиме онлайн для учеников сельских и отдаленных поселений. Это сложный с организационной точки зрения процесс, потому что работу на местах там обязательно должны обеспечивать тьюторы. Проект показал себя результативным; мы фиксируем повышение качества образования в тех образовательных организациях, которые находятся на удалении, но сотрудничают с центральными сетевыми школами.

Гибридные специальности

Новосибирская область готовит собственные кадры. За последнее десятилетие педагогический университет увеличил количество бюджетных мест с 1700 до 2200. Серьезным подспорьем стало внебюджетное обучение; только в текущем году на платной основе поступило порядка 1300 человек.

— Мы стараемся изменять контрольные цифры приема на отдельные программы. В частности, за последние пять лет существенно нарастили прием на так называемые языковые программы. Это не только подготовка учителей, скажем так, чисто английского или немецкого языка. Мы пошли по пути сдвоенных образовательных программ, когда обучение происходит, например, по направлениям «география — английский язык», «начальное образование — английский язык», «дошкольное образование — английский язык», — сообщил проректор по региональному взаимодействию и дополнительному образованию Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасёв. — Это нам, во-первых, обеспечивает дополнительное количество специа­листов, готовых преподавать иностранный язык. Во-вторых, они более универсальны в образовательных учреждениях, поскольку могут работать по двум предметам.

Через шесть лет

Развивается целевой прием. Пока он остается единственным инструментом, гарантирующим образовательной организации поступление на работу молодого специалиста. Для заинтересованных сторон университет проводит круг­лые столы, где обсуждается, как усилить кадровый потенциал в муниципалитетах.

— Это, конечно, и помощь в плане подготовки выпускников школ к поступлению в университет. Такая проблема существует, и мы организуем зимние, летние школы для поступающих в педагогический университет, в первую очередь на целевое обу­чение, — сообщил Алексей Герасёв. — Будем надеяться, что через наш образовательный цикл в четыре-шесть лет образовательная система Новосибирской области и Новосибирска получит новых высококвалифицированных специалистов.

Подготовка кадров ведется и по линии федерального проекта «Профессионалитет». Напомним, сначала в него включился Новосибирский педагогический колледж имени Макаренко.

— Участие в «Профессионалитете» среди прочих позволяет нам решать задачу подготовки педагогов дополнительного образования инженерно-технической направленности, с учетом потребностей конкретных работодателей. Первый выпуск учреждений образовательного кластера «Педагогика» по шести различным специальностям состоится у нас в 2026 году. Ожидаю, это будут высокие результаты, — поделилась мнением Мария Жафярова.

Льготы педагогам

А пока закреплению кадров, в частности на селе, призваны содействовать меры поддержки молодых педагогов. На уровне региона им полагаются единовременное пособие в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения и ежемесячная надбавка к зарплате. Единовременные выплаты получают и трудоустроившиеся выпускники, которые учились по целевому обучению. Для всех учителей независимо от возраста предусмотрены первоочередное предоставление мест в детских садах, 100-процентная компенсация оплаты жилищно-коммунальных услуг в сельских территориях и другие меры поддержки. Немало таковых реализуется в столице региона.

— Мы возмещаем расходы на оплату стои­мости найма жилья. Здесь, в соответствии с постановлением мэра, категории педагогов разделены. К категориям дефицитных специальностей отнесены учителя начальной школы, математики, физики, иностранного языка, а в прошлом году мы сюда ввели и такую непедагогическую специальность, как повар общеобразовательных учреждений. Ежемесячно им выделяется по десять тысяч рублей, — рассказал начальник департамента образования мэрии Новосибирска Рамиль Ахметгареев. — Для иной категории — и это уже касается всех остальных работников муниципальных учреждений — предусмотрено по пять тысяч рублей ежемесячно на оплату найма жилья.

Кроме того, дети штатных работников образовательных организаций в детских садах питаются бесплатно. Оплачивается проезд в городском транспорте, предусмотрены выплаты единовременного муниципального пособия в размере прожиточного минимума.

— Впервые в Новосибирске педагогам теперь предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение, — сообщил Рамиль Ахметгареев. — За счет бюджета города мы оплачиваем 65 процентов от стоимости путевки. Однако прежде всего это касается тех учреждений, которые находятся в Новосибирской области.

Министерство образования региона обеспечивает выполнение так называе­мых майских указов президента, направленных на обеспечение людей определенных профессий достойными зарплатами. На конец 2023 года средняя зарплата учителей здесь составляла порядка 54 тысяч рублей; к концу 2024 года она превысит 60 тысяч рублей. Такова информация министра образования региона Марии Жафяровой.

На начало текущего учебного года средняя зарплата в общеобразовательных учреждениях Новосибирска была немногим более 64 тысяч руб­лей. Педагоги в дошкольных учреждениях в среднем получают 52 тысячи рублей, а сотрудники системы дополнительного образования — 54 тысячи рублей.

— Мы также ожидаем увеличения, — добавил Рамиль Ахметгареев. — Сейчас как раз со всеми организациями эта работа проводится, подписываются необходимые соглашения. Повышенный уровень зарплат мы начнем выплачивать уже по результатам текущего месяца.

Но в любом случае это зарплата средняя. Для расчета мы берем все показатели отрасли и делим на количество всех педагогов. В реальности разброс достаточно большой, но это и понятно. Даже с учетом всех мер социальной поддержки для молодых специа­листов педагог со стажем со всеми существую­щими у него категория­ми, наградами и так далее будет получать более высокую заработную плату.