USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Вопросы с подковыркой задавали все

Владимир ФЕДОРОВ.
002-11.jpg
002-11.jpg



Но очень скоро выяснилось, что новопервомайцы очень любят задавать вопросы с подковыркой, причем не только самые обездоленные и незащищенные пенсионеры, но и люди среднего возраста, молодежь.

Первой подверглась критике милиция. Сельские работники культуры рассказали о том, что в праздничные и выходные дни проводят самые разные мероприятия: дискотеки, вечера отдыха. Приходит много селян, и даже бывают гости-омичи, так как село стоит на границе двух областей, а вот участкового на праздниках не бывает. Поддержать дисциплину и порядок некому. Куда же исчезает страж порядка?

Представитель отдела внутренних дел Татьяна Полосина пояснила, что в праздники сельские участковые выезжают на дежурство в город. А как же село, недоумевали новопервомайцы. В самом деле, как?

У связистов не без запальчивости спрашивали, когда же Новопервомайское будет обеспечено телефонами? Подано полсотни заявлений, которые лежат без движения, и что происходит со связью? Двое разговаривают, а трое подслушивают. Кто-то даже пошутил: в селе не должно быть тайн. Почему надо платить за распечатку телефонных разговоров? Причем плата такая, что у селян волосы дыбом встают.

Цены, тарифы стали центральной темой схода. Представитель райпо Виктор Шатунов привел интересные цифры: за десять месяцев текущего года новопервомайцы купили всяких товаров в среднем на 4440 рублей на одного человека, а вот соседи-дмитриевцы — более чем на семь тысяч, никулинцы — тоже соседи — на девять тысяч. В среднем по району эта цифра составила 6346 рублей.

— Ваши товары очень дороги, — сказали жители села. — Дороже, чем у частника, а качеством хуже.

Разговор пошел в первую очередь о хлебе. На выручку Шатунову пришел глава района.

— Татарское райпо — одно из лучших в области, — сказал он. — У него десятки сельских магазинов, и многие из них, почти треть, нерентабельны, так как находятся в малых и удаленных деревнях, куда предприниматель ни за какие коврижки не поедет. Убытки надо чем-то покрывать. У райпо недвижимые фонды, которых у частника нет. Что касается качества, — продолжал Валерий Павлович, — то и качество у райпо очень хорошее. Претензии контролирующие органы, как правило, предъявляют к предпринимателям.

Но кто-то из доморощенных финансистов заметил, что при низких ценах резко возрастает скорость оборачиваемости товаров. С этим доводом неожиданно согласился и глава района, и более того, в качестве примера привел Татарский хлебокомбинат, который возглавляет частный предприниматель Ведижев. Это предприятие успешно работает благодаря низким ценам, быстрой оборачиваемости товаров.

Но разговор на этом не иссяк. Тут же встает бабушка-пенсионерка и рассказывает о том, что недавно по областному телевидению видела нашего губернатора Виктора Александровича Толоконского, который рассказывал об организации ярмарок в Новосибирске, на которых продаются товары, в первую очередь продовольственные, непосредственно от производителя, то есть по низким ценам. Губернатор сказал, продолжала бабуся, что такие же ярмарки должны быть организованы во всех сельских районах. Но почему их нет в Татарске?

Вопрос, конечно, адресован главе района. Валерий Павлович начал с того, что до сходов жителей центральных усадеб районная администрация провела сходы в малых деревнях. И там глава неоднократно обращался к крестьянам с одним и тем же вопросом: почему не везете мясо с частных подворий на рынок в город Татарск, почему сдаете его за полцены перекупщикам? И что же люди отвечали?

По версии Валерия Павловича, селян не устраивает то, что с мясом много возни. Если его сегодня не продал, надо сдавать на хранение и за это заплатить определенную сумму, также и рубщику. Уж лучше отдать «заезжему молодцу» без хлопот.

Слушая эти рассуждения, вспоминал, как было в нашей деревне в моем далеком детстве: мой отец и другие крестьяне, откормив за лето поросенка, при первых морозах забивали его и везли на рынок в Куйбышев. Сами и торговали, сами и тушу рубили на куски, а ночевали или у родственников, которые были почти у всех, или же на постоялом дворе, который содержал и оплачивал колхоз.

Боже мой, как мы все нынче запутали, усложнили.

Недавно Татарский мясокомбинат поднял цену на свою продукцию, совместив этот акт с массовым забоем скота, когда, казалось бы, цены должны пойти вниз. Моя любимая «Николаевская» колбаса стоила 82 рубля, теперь — 85.

— Цены возросли на всю продукцию, но не сильно, — подбодрили меня продавщицы в магазине мясокомбината на городском рынке.

Подорожало на городском рынке и молоко. За литр хочешь не хочешь, а приходится выкладывать горожанину двадцать рублей. Для пенсионеров и бюджетников это очень даже накладно. Но проблема решается, правда, стихийно, с помощью фермеров. Они подвозят молоко зимой и летом к многоквартирным домам и продают eго по божеской цене. «Наш фермер», у которого мы берем продукцию уже довольно продолжительное время, просит за трехлитровую банку молока только сорок рублей, а чуть раньше мы брали ее даже за тридцать, то есть по десять рублей за литр. Очень даже приемлемо. Дай, как говорится, Бог здоровья нашему кормильцу из поселка Трактовый, что неподалеку от Татарска.

Очень дорого и яйцо — тридцать рублей за десяток. В лучшем случае купишь за двадцать семь рублей. А ведь когда-то в Татарском районе была прекрасная птицеферма в селе Киевка, которую «съели» реформы. Теперь вся надежда на частное подворье. А куры у крестьянина несутся весной да летом. Выручают еще омичи, которые частенько подвозят яйцо. И цены у них пониже, чем у татарских предпринимателей.

Участники сельского схода предъявили немало претензий к медикам. Но у них переходный период: они переезжают в новую прекрасную больницу. Особенно досталось главе Новопервомайского муниципального образования Михаилу Архипову. Кто-то даже предложил не платить ему зарплату до тех пор, пока он не выполнит ту или иную работу, не наведет порядок в крайне запущенной коммунальной службе.

Активность — это хороший признак. И, может быть, «крайне запущенное село», как было сказано на сходе, снова станет образцово-показательным, таким, каким оно было до реформ.

Фотографии статьи
002-11.jpg
002-11.jpg