«Мы активно участвуем в преобразованиях»
— Василий Прокофьевич, расскажите, пожалуйста, как работает национальный проект модернизации системы образования на примере своей средней школы?
— Уже второй год, как наш педагогический коллектив активно включился в реализацию нацпроекта. В прошлом году мы завоевали грант на один миллион рублей и три учителя стали лауреатами конкурса «Лучший учитель России», получив материальное вознаграждение по сто тысяч рублей. В этом году наша школа, как опорная, получила ещё один миллион сверх бюджетного финансирования и еще два педагога школы пополнили список лауреатов и получили денежные гранты. Дополнительное финансирование позволило нашему коллективу завершить оборудование центра инновационных технологий, который включает в себя три компьютерных и два лингафонных кабинета, аудиторию для лекций с мультимедийной установкой и интерактивной доской (их в школе четыре). Эти нововведения позволяют учителям активно включать в учебный процесс инновационные технологии, в том числе информационно-коммуникативные.
Дополнительное финансирование позволило нам существенно обновить материально-техническую базу школьной столовой: заменить две электроплиты, два холодильных шкафа, мебель, что, конечно, улучшило качество приготовления горячих обедов для детей.
— Ваша школа одной из первых в городе включилась в новую систему оплаты труда педагогов. Как восприняли этот переход члены коллектива? Действительно ли эта система оплаты пополнила кошелек учителя или наоборот?
— Одной из центральных позиций модернизации системы образования, наряду с подушевым финансированием, является переход на новую систему оплаты труда учителей. Мы все понимаем, что для повышения качества образования необходимы новые подходы в оплате учительского труда. Нужен переход к тому, чтобы в работе учителя — предметника, классного руководителя — наряду с гарантированной оплатой за труд существовала и стимулирующая составляющая, причём чтобы она достигала в общей зарплате существенную долю. На наш взгляд, только в этом случае, повысив доход учителя, можно поднять его престиж, поддержать тех учителей, которые используют инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе. Так, по школе на 1 сентября средняя зарплата учителей составляла 7300 рублей, сейчас, с переходом на новую систему оплаты труда, она равна 11900 рублям, то есть рост составил около 4600 рублей. Своевременно поступила к нам финансовая помощь, оказанная школам администрацией области. Исключение поправочного коэффициента по наполняемости классов позволило снять в коллективе некоторую напряжённость, ведь это ущемляло права, например, учителей иностранного языка, трудового обучения. Сейчас в коллективе завершается работа по созданию базы для проведения мониторинга качества учебно-воспитательного процесса. Результаты первой четверти показали, что осуществление рейтинговой оценки работы членов коллектива является хорошим стимулом в их труде, что в целом повысит качество образовательного процесса.
— Часто говорят о том, что основная задача современной школы — давать знания, а как с воспитанием человека — гражданина и патриота?
— Сегодня вопрос воспитания, и в первую очередь патриотического, приобретает особое значение. Националисты и лжепатриоты всех мастей превратили святые истины в политические лозунги, растлевающие молодёжь. Даже само слово «патриот» приобрело негативный смысл. Это порождает безверие, цинизм, агрессивность. Наш педагогический коллектив стремится в своей практической деятельности воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за Отечество, уважение к родителям. В этом нам помогает действующая районная программа гражданского и патриотического воспитания учащихся, утверждённая главой администрации Карасукского района Александром Гофманом. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности, такие как семья, Отечество, Земля, привлечение к процессу воспитания культпросветительных учреждений микроучастка школы позволяет нашему педагогическому коллективу вносить свой вклад в гражданское и патриотическое воспитание молодёжи.