Сохранить росток надежды
Невольно просилось выражение «на проблему», но проблемы, по существу, никакой нет. Все без исключения говорят, что закон хорош и очень своевременен. Но в мире вообще не существует идеальных законов, которые бы сразу и бесповоротно угодили всем — в процессе практического применения неизбежны поправки, дополнения. Не без «греха» и наш закон, тем более что он первый в России на уровне регионов, а первопроходцам всегда тяжело. Поэтому мы не будем отрицать очевидные плюсы, а просто проанализируем итоги первого года и поговорим о проблемах, которые уже вскрылись либо могут возникнуть в будущем.
Ничего не изобретая, начнем с истоков. Понятно, что такой серьезный документ не мог возникнуть на ровном месте. Само слово «поддержка» дает понять, что в аграрном секторе далеко не все благополучно. Собственно, ни власть, ни сами крестьяне и не отрицали, что в определенном смысле уткнулись в стену: вроде бы все работает — хлеб растет, коровы доятся, но лишь на уровне сведения концов с концами. Требовался прорыв, серьезный шаг вперед, и администрация области взяла на себя роль «локомотива». На самом деле государственная поддержка сельчан существовала и раньше. За последнее десятилетие было применено около 30 различных мер. Но в большинстве своем они были эпизодическими и бессистемными. Выделить главное и уложить это в четкие рамки закона — такова была основная задача.
Теперь пройдемся по пунктам. Статья 2 «Цели государственной поддержки» в первом пункте не оставляет варианта для разнообразных толкований. Главная цель закона — «удовлетворение потребностей населения Новосибирской области в продовольственных товарах, произведенных на собственной территории». На стадии рассмотрения документа в областном Совете депутатов некоторые оппоненты резонно замечали, что, зайдя в любой продуктовый магазин, ничего, кроме избытка различных продуктов, там не увидишь. На деле наша область полностью удовлетворяет свои потребности только в хлебобулочных изделиях, то бишь в зерне. Молока и мяса мы производим пока недостаточно, и именно в наращивании объемов продукции животноводства и заключается весь смысл господдержки.
Уже в январе 2007 года руководством области ставится задача, под которую выделяются немалые средства: увеличить валовое производство молока и мяса на 9 процентов к уровню 2006 года. Руководитель департамента агропромышленного комплекса Виктор Гергерт открыто говорил, что сразу, за один год такого результата добиться почти нереально, но с чего-то надо начинать. Скажу сразу — и не добились. По мясу у меня нет официальной статистики, а по молоку данные на 15 декабря, которые за две недели существенно измениться не могут. Задачу-максимум (9 процентов прибавки) выполнили пять районов из тридцати. В лидерах Баганский — 21 процент, или свыше 3000 тонн молока за год. Преодолели 9-процентный барьер в Куйбышеве, Венгерово, Каргате и Сузуне. И ничего удивительного, ведь именно в этих районах самый большой прирост поголовья дойного стада. Интенсивный путь развития и увеличения и не предусматривает иных вариантов. В законе существуют компенсации на приобретение племенного скота (20 процентов от стоимости), семени (50%) и азота (100%). Нужно время, чтобы купленный скот стал приносить полную отдачу, но ведь покупают, получают результат сегодня и видят прекрасные перспективы. Какой экономической эффективности от животноводства ждать в районах, где каждый год общественное стадо убывает на несколько сотен голов, объяснять, думаю, излишне.
Также законом предусматривается компенсация за приобретение высококачественных семян, средств химизации, шли в районы деньги на выравнивание природно-климатических условий. Но главной статьей расходов, то есть поддержки, бюджета стало приобретение техники. И, как следствие, самой насущной темой для разговоров. Да и как могло быть иначе, если в уходящем году сельхозпредприятия области закупили техники почти на 3 миллиарда рублей. Изначально депутаты предлагали платить 30 процентов компенсации по факту покупки. Но в окончательной редакции формулировки подкорректировали постановлением губернатора Виктора Толоконского. 30 процентов оставили, но не за полную стоимость, а за расходы по году. Ведь почти вся техника приобретается на многолетние банковские кредиты. Таким образом, исполнительная власть обезопасила бюджет от непомерной нагрузки — ведь только в этом году единовременная компенсация «потянула» бы на 900 миллионов рублей. А в будущем году аграрии планируют приобрести техники на 6 миллиардов — это уже 1,8 миллиарда рублей компенсации. Неподъемно, как ни крути...
Кстати, интересная тема для обсуждений — техническое перевооружение. Рвение аграриев похвально, ведь многое из того, что видишь на наших полях, менять нужно без раздумий. Есть и отдача — новые ростовские комбайны здорово показали себя на уборке. Но, по сути, мы имеем лишь сокращение числа комбайнеров за счет высокопроизводительных машин, но ни резкого увеличения урожайности — центнеров эдак на десять с гектара, ни темпов роста в животноводстве мы не наблюдаем. А ведь если на определенную сумму куплено техники, то для ее оплаты нужно на такую же величину нарастить продукции. Будут ли темпы прироста поспевать за обновлением машинно-тракторного парка — большой вопрос. А если в ближайшие годы покупать техники хотя бы на уровне года нынешнего (3 миллиарда рублей), то по расчетам к 2011 году закредитованность хозяйств только по этой статье превысит 12 миллиардов рублей. Но потребность, даже исходя из прогноза на будущий год, гораздо выше. С одной стороны — обновлять все равно нужно, но и банки ждать не любят. Время, как всегда, покажет, как крестьяне будут решать этот вопрос, но маленькое опасение все же есть уже сейчас.
Впрочем, закон, о котором мы говорим, здесь уже ни при чем. Администрация области свои обязательства по этому году выполнила и в будущем отказываться от них не собирается. Ежегодное увеличение средств государственной поддержки предусматривается в размере не менее 15 процентов, что позволит адекватно реагировать на всеобщее повышение цен. Будут еще деньги в бюджете — возможно, крестьяне будут получать и больше. Хотя, повторюсь, может, и не размеры поддержки важнее всего. Власть просто дает крестьянам импульс, толчок для движения вперед, верит в них. Ведь, не видя перспективы, вряд ли бы тратились такие огромные суммы из бюджета — в этом году чаще всего фигурировала цифра 1,3 миллиарда рублей. Превратится ли этот «маленький росток надежды» в красивое и могучее дерево — во многом зависит и от самих сельчан.