USD 108.0104 EUR 113.0947
 

В декабре, на Николу…

Ольга ЧЕРНАКОВА. Библиотекарь, победитель областного конкурса на лучший материал «Сибирь — сокровище народных талантов». р. п. Сузун, Сузунский район.



Пышечки — солодки!
Не проспите ситцы
Девкам нарядиться!
Ярмарка! Ярмарка!
Долгожданная ярмарка!

Такие слова звучали в поселке почти два века назад. Так купцы зазывали сузунцев на знаменитую Никольскую ярмарку! Когда-то она собирала много людей и звенела на всю Сибирь! Теперь почти не осталось свидетелей её былой славы. Но декабрьские дни — с 6 по 20 — должны сохраниться в памяти потомков.

Ярмарка была учреждена в 1830 году и действовала почти 100 лет (до 1928 года). Начиналась накануне дня Святого Николы и продолжалась около двух недель. В основном приезжали купцы из Барнаула, Томска, Тобольской губернии и даже татары из Казани, для продажи мехов, закупки пушного товара. Для торговли «красного» товара устанавливались балаганы, а прочее — кожи, сало, масло, мед, говядина — продавалось на площади с возов.

Слесари, кузнецы, столяры из мастеровых медеплавильного завода, изготовляя в свободные от работы, «гулебные», дни свои изделия, успешно продавали их крестьянам. А те в свою очередь доставляли в Сузун хлеб и другие продукты.

Уже с 1836 года на ярмарке появились купцы, мещане, торговцы из татар. А в 1849 году на Никольскую ярмарку прибыло 2500 человек, в том числе 11 купцов из Нижегородской, Казанской, Тобольской, Томской, Иркутской и других губерний. 55 иностранных купцов: киргизы, бухарцы, татары. Говорили, что даже из Индии и Персии продавцы привозили свой товар. В те дни население поселка увеличивалось вдвое! Заморские купцы удивляли сибирячек платками, тканями кашемировыми, кружевами, лентами атласными и другими редкими товарами.

Через год Сузунская ярмарка была признана одной из крупнейшей в Западной Сибири. Количество завозимого и продаваемого здесь товара, по данным 1889 года, равнялось 388 тысячам рублей!

Среди многих ярмарок Сибири Сузунская была самой значительной по числу приезжавших людей, по товарообороту и по популярности. Купить и продать приезжали из ближних и дальних городов и деревень Сибирской губернии. Только здесь можно было найти изделия из железа. В сибирской деревне в то время металлическая вещь была великой редкостью.

В развитии ярмарочной торговли важную роль играли удобные пути сообщения, прежде всего Обь с ее притоками. Сравнительная близость к Московскому тракту, который состыковался с Обью, но был связан с Сузуном сухопутным путем (через село Крутиха в Каинск).

Поселок имел хорошие транспортные связи с Павловским и Барнаульским, со всеми заводскими поселками на Алтае. Кроме того, Сузун располагался среди густонаселенных крестьянских волостей с развитым хлебопашеством и скотоводством.

Российские товары поступали с Нижегородской и Ирбитской ярмарок. Растущее горнозаводское население предъявляло спрос на сельхозпродукцию: в первую очередь на хлеб, крупу, мясо и т. д. На обмен поставлялись столы, ящики, топоры, ухваты, замки. Около 40 кузнецов приготавливали разные мелкие изделия — гвозди, ножи, топоры — и сбывали их по 4 рубля за пуд на местной ярмарке.

Жители Завод-Сузуна также продавали выделанные овчины и одежду из них; кочмы и валяные сапоги, пимы. Так, например, сузунские овчинники считались лучшими после барнаульских.

Ещё для ярмарки готовили гончарную и деревянную посуду; свечи и постное масло; деготь и хомуты; дуги и коромысла; телеги и сани; рисованные иконы и самодельные ткани. Заводские приказчики выставляли топоры и косы, молотки и гвозди, лопатки и сошники по 4 рубля за пуд, железо разных профилей и его обрезки, ковши и кружки, бронзовые и чугунные иконы, чугунное литье и известь.

Из воспоминаний жителей Сузуна:

Зулин Василий Семенович (87 лет):

«Дедушка жены, Орлов Порфирий Меркулич, возил из Мерети на ярмарку рыбу. Семейным преданием считается такая история. Однажды он привез большого осетра, который в длину еле поместился на обозе. Покупатель, не торгуясь, предложил 100 рублей. Когда взвесили этого гиганта, удивились все купцы — рыба весила 4 пуда 4 фунта, или 64 килограмма! Никогда никто не продавал такую рыбину».

Старцева Августа Васильевна (77 лет):

«Мой дед, Рыхторов Василий, ежегодно возил из Барабинска товар на Никольскую ярмарку. Он был потомственный рыбак, ловил сазанов и другую рыбу на озере Чаны. Возил обозами этот товар, которого в Сузуне не было».

Налимова Наталья Андреевна:

«Мне в детстве рассказывала бабушка, Ермакова Прасковья Петровна (1905 г.р.), что ее родители с 1800 г. жили в селе Верх-Сузун. Отец был старостой. Ездили на ярмарку, укутавшись в тулупы. Жили в поселке 3 дня, продавали хомуты, вожжи, сбруи, дуги для лошадей. Еще на продажу готовили сибирские пельмени. Лепили их, как пуговки, до того мелкие, красивые да аккуратные. Чем мельче был пельмень, тем быстрей его купят. Лепили всей семьей, складывали в кадушки. Наготовят кадушки две, а потом на ярмарку — продавать. Гостей, постояльцев угощали холодцом, пирогами с рыбой и черемухой, морковниками».

Незадолго до праздника Николы в Сузуне шла длительная подготовка к открытию. Сооружались склады, строились временные магазины, ларьки. Устанавливались балаганы и прилавки, для чего приезжали специальные люди.

Ярмарочные ряды тянулись вплотную к церковной ограде.

Об этом пишет Игорь Соколов в книге «Сузунская миллионщина». Интересно, что каждый год в канун Никольской ярмарки здешние купчишки по совместному уговору снаряжали две тройки с ряжеными глашатаями. Делались праздничные приготовления в великой тайне, чтобы народ принимал зазывал за бродячих скороходов. Трогались тройки в озорной путь по Завод-Сузуну всегда в одно и то же время, по девятому удару на заводской каланче. И весёлые заклички и зазывалки звучали по всей Сузунской слободке.

Ярмарочные дни запомнились, как праздник. Было весело: ходили ряженые, играла гармонь, балаганы и карусели «манили к себе». Дети очень ждали, когда купят сладости: пряники медовые, «вахли» (вафли), «пустышки» (булочки из заварного теста), петушков на палочке.

В Сузунском краеведческом музее хранятся предметы, купленные нашими земляками на Никольской ярмарке.

Платок атласный с кистями не потерял своей красы за прошедшие 100 лет. Его сдала в краеведческий музей в 1988 году Зулина Татьяна Александровна. По ее словам, эту вещь привез на ярмарку купец из Персии. Теперь платок украшает одну из экспозиций местного музея.

Сибирские пимы, валенки-самокатки расшиты красной ниткой гарус. Больше напоминают сказочную обувь цариц: мягкие, белые, в форме сапожка. В них любили щеголять сузунские модницы. Попали в музей из села Верх-Сузун, там хранились в сельском Доме культуры многие годы, использовались для выступления.

Зулин Василий Семенович (87 лет) передал в Сузунский краеведческий музей в 1980 году большую чашу — сельницу. Она куплена в 1900 году. Использовали в хозяйстве для хранения просеянной муки.

Этот предмет изготовлен из цельного ствола лиственницы и украшен природными красками в виде шести выточенных ровных полос по бокам. Привезен на ярмарку торговцами с Алтая.

Земляки очень любили зимнюю Никольскую ярмарку. Здесь можно было выгодно купить и продать, заработать на постояльцах. Именно с тех пор в Сузуне строят большие крытые дворы. Традиция эта сохранилась до наших дней.

Для наших земляков ярмарка была праздником, где можно было отдохнуть от забот праведных, «других посмотреть и себя показать», пообщаться с новыми людьми, узнать о других странах и народах, что нечасто случалось в старые времена. Для многих это было окно в мир, ведь они никогда не выезжали за пределы Сузуна.

Фотографии статьи
244-12.jpg
244-13.jpg