На «качелях» спроса и предложения
Глава района Анатолий Иванович Козубец повернул разговор о продукции завода от эмоций в более прагматичное русло. Когда здесь открывали новую линию по розливу молока, он решил оценить его качество старым крестьянским способом: налил в банку прямо из полипака и поставил в холодильник. Погляжу, мол, сколько будет храниться. Простояв больше недели, молоко не скисло. Дальше наблюдать не стал.
Появление линии по розливу молока стало одним из самых заметных событий района за последние два года. Удаленность его от рынков сбыта всегда была главной проблемой местного животноводства. Ситуация еще больше обострилась, когда единственное на всю округу перерабатывающее предприятие стало разоряться. Северяне постарше еще помнят, как в советские времена здесь выпускали даже мороженое. Только с наступлением перестройки куда что девалось! К двухтысячному году в ассортименте остались сыр-сырец и масло. Да и сколько их делали?! Масла больше по стенкам оборудования размазывали, чем выдавали на реализацию. Завод попал под банкротство.
Новому учредителю досталось небогатое наследство — считай, голые стены. Почти все оборудование было распродано. Но уже в 2005 году завод не только вновь работал, но и выпускал фасованную цельномолочную продукцию. Годом раньше руководство предприятием принял Алексей Николаевич Бирюков. Ему и пришлось поднимать производство. Прежде всего, чтобы снизить расходы, закрыли устаревшие цеха. Для новой линии пришлось закупать оборудование. Поменяли пастеризатор, сепараторы. Но денег на ветер не бросали. Перебрали и бывшие в употреблении механизмы. Например, отремонтировали старый гомогенизатор. Опять же в целях экономии затрат перешли на новый, более экономичный вид топлива.
Очень скоро здесь поняли, что обезжиренный сырец выпускать невыгодно. Отказавшись от него, освоили новые виды продукции: творог, фасованные масло и сметану. С самого начала поддержала завод и местная администрация. Восстановление и расширение местной переработки, несомненно, было необходимо району. В первую очередь для сохранения и развития животноводства. Не менее важно, что это еще давало и дополнительные рабочие места в самом Северном. А для глубинного районного центра занятость населения — одна из самых острых социальных проблем.
Из местного молока продукцию здесь делают действительно необычайно вкусную. «Технология у нас такая, — шутят северяне, — бодяжить всякими добавками не научились. Натурпродукт получается». В каждой шутке, как говорится, есть доля шутки, а остальное — правда. Никаких растительных белков ни в северном масле, ни в сметане нет. Закваски тоже используют только натуральные. Сейчас на прилавках магазинов Северного района преобладает молочная продукция местного производства. «Мы просто вытеснили конкурентов из своего района, заинтересовав своих продавцов в реализации собственной продукции, — говорит глава района Анатолий Козубец. — А потому как качество ее хорошее и отпускные цены пониже, то берут этот товар они охотно».
О снижении цен — отпускных (а значит, и розничных) — позаботились с самого начала. Именно поэтому стали разливать молоко не в тетрапаки, а в более дешевые полиэтиленовые пакеты — полипаки: «У селянина нет средств переплачивать за дорогую тару». Кроме того, расходы на доставку к магазинам завод взял на себя. В результате местные переработчики стали успешно конкурировать с крупными поставщиками. Продукция северян оказалась даже на рубль-другой дешевле. А для селянина такая экономия — большое дело.
Сейчас производство завода вполне отлажено. Но существование его небезпроблемно. Беды таких предприятий известны: летом нет реализации, зимой — сырья. И, несмотря на то, что восемь хозяйств района из девяти сдают молоко на свой завод, перебоев в работе избежать не удается. «Зимой практически работаем в минус и «съедаем» все, что удается получить за лето», — рассказывает директор завода Алексей Николаевич Бирюков.
Решают отчасти эту проблему известным и уже опробованным способом: летом, когда реализация падает, завод работает на склад. Но как только цена и спрос на молочную продукцию подрастают, летние запасы выбрасывают на рынок. Понятно, что молоко и сметана для таких товарных интервенций местного значения не годится. Основной стабилизатор экономики — масло. Именно его накапливают летом и выгодно реализуют зимой, причем главным образом в Новосибирске. От себя можем добавить, что самое вкусное масло на нашем рынке. Правда, его немного, потому что объемы производства невелики.
Есть сезонная ниша и у другого товара — сухого обрата. Своего оборудования для его изготовления у завода нет, поэтому везут охлажденный обрат на Куйбышевский молочный завод. Заплатив за переработку, забирают готовый продукт. Зимой это вполне востребованный товар. Хозяйства его охотно берут на выпойку телятам.
Но как бы ни было трудно, районные переработчики намерены расширять ассортимент. Сейчас приглядываются к кефиру. Производят небольшое количество на пробу. Правда, пока не фасуют. Мог бы завод увеличить и общие объемы производства. Ограничивает рост нехватка сырья. В последнее время появилась надежда, что молока у нас станет больше. Сейчас на закупочные цены животноводам грех жаловаться. Завод принимает первосортное молоко по семь рублей за килограмм. Но с учетом, как здесь говорят, губернаторской дотации стоимость каждого сданного килограмма достигает 11,5 рубля. Это вполне рентабельный уровень цен. Со своей стороны переработчики тоже стараются поддержать сельхозтоваропроизводителей. И не только своевременными расчетами за принятое молоко. Летом маслозавод «Северный» взял кредит. Часть его пошла на расчеты с поставщиками сырья. А часть завод истратил на ГСМ и помог горючкой отдельным хозяйствам района во время уборки. Таковы они, цивилизованные отношения партнеров.