Теплый дом Теплинских
«Ребятишки художничали», — улыбнулась Валентина Петровна. По всему было понятно, что она довольна не столько своим разнаряженным жилищем, сколько работой детей. Сейчас их в семье семеро. Минувшей весной, теплым апрелем, появились в ней Света и Вася. Они раньше жили в детском доме. Теплинские намеревались взять одного ребенка, но брата с сестрой разлучать не стали. Еще пятеро детей в семье тоже приемные.
От такого словосочетания всегда становится грустно, ведь оно означает, что по каким-то причинам судьба у ребят с самого начала не заладилась. Только с другой-то стороны следует понимать, что жизнь наконец повернулась и к ним своей лучшей стороной: появились родители, а в данном случае еще целая ватага братьев и сестер. Два года назад Теплинские стали первой приемной семьей в Северном районе. Еще две такие же семьи образовались здесь чуть позже. И все они проживали на территории Гражданцевского сельского Совета. Чем это объяснить? Возможно, стечением обстоятельств. Но, возможно, Теплинские просто стали примером для земляков. Потом в районе появились еще три такие семьи.
Родными детьми ни одну из них Бог не обидел. Теплинские имели трех дочерей. Пока жили все вместе, скучать не приходилось. Поди-ка в наше время вырасти, выучи, выдай замуж. Но девочки повзрослели, закончили институты, завели свои семьи. И родительский дом опустел. «Придешь, бывало, — тишина гробовая, — вспоминает Анатолий Иванович. — Год прожили одни. А потом решили взять мальчика в детдоме. Я всегда мечтал о сыне. Думали, люди нас правильно поймут».
Но вместо одного в семье появилось сразу трое сыновей: два брата — Ваня с Васей и Алеша. В органах опеки всячески поддержали желание Теплинских взять на воспитание детей. Видели: люди хорошие. Анатолия Ивановича знали по школе, где он преподавал труд. Валентина Петровна занималась предпринимательством — у нее свой магазинчик. В средствах не стеснены, поэтому не ради денег берут детей. Но самый главный плюс заключался в том, что сами Теплинские выросли в больших семьях. Поэтому не в облаках витали, принимая такое решение. Как отнеслись к нему окружающие? По-разному. «Сознайся, это ж ради денег!» — приставали тогда к Валентине Петровне некоторые соседки. «Если ради денег, то попробуйте сами возьмите ребятишек, и узнаете тогда, что это за хлеб», — отвечала она на такие выпады.
Мальчиков Теплинские взяли из детского дома, который находится в соседнем селе Коб.-Кордон. Справедливости ради надо сказать, что воспитанники этого заведения не самые трудные дети. Они и учатся неплохо, и довольно чистенькие. Ребятишки из других районов были более запущенными. Но, попав в эту семью, все неузнаваемо изменились. И даже не потому, что родители стараются их нарядно одеть. С их внешности будто стерлась некая печать. И смотрят по-другому. И смеются. И молчат. Сейчас это домашние ребятишки, которые наконец-то обрели главное, чего ни один казенный дом дать не может, — тепло и заботу близких. А еще опору в жизни.
Валентина Петровна — простая сельская женщина, но как тонко, по-матерински она улавливает состояние души ребенка. С каким пониманием рассказывает о каждом: «Дети все разные. Вот сейчас, когда мы собрались фотографироваться, я только сказала Леше: переодень рубашку, и у него уже настроение пропало. И уже сниматься не хочет. Он очень обидчивый. И очень способный. Учится на одни пятерки». Или Света с Васей. Вроде, брат с сестрой, а к Свете (Валентина Петровна, вздохнув, задумалась) еще не пристроились. Зато Вася, будто всегда здесь был: «Он вырвался на свободу и наиграться не может. Со всей деревней перезнакомился. И в школе он всем нравится. Везде у него друзья. Приходит с улицы грязный как поросенок. Стирки — выше макушки!» — всплескивает мама руками и смеется.
«За них ведь переживаешь, как за своих, — продолжает она. — Сегодня Ваня со старшим Васей уехали на соревнования по мини-футболу в Куйбышев. Уж я наказывала им, наказывала: Ванечка, Вася, вы там будьте осторожнее». «Все мы знаем, мам, — отвечают. — Не волнуйся». Вот так всегда. Дети не знают страха. А у матери душа болит. Хотя, конечно, Ваня с Васей уже подросли. Они — гордость родителей и пример младшим. Ваня учится лучше всех. И у него куча грамот по спорту. Впрочем, и остальные, попав сюда, подтянулись. В Гражданцево есть филиал районной школы искусств. И дети Теплинских там — первые ученики.
Теперь они — признанные таланты: и поют, и рисуют, и пляшут. Вероятно, потому, что папа в семье педагог, дети активно участвуют в разного рода соревнованиях. Даже неспортивную маму в них втянули. Как-то проходил конкурс муниципальных образований. Валентина Петровна долго отказывалась в нем участвовать: «Не побегу я! И прыгать не умею!» Но разве отобьешься от этих сорванцов! Ребятишки несут альбом, который называется «Наши успехи». В нем дипломы, почетные грамоты: за победу в областном конкурсе «Папа, мама, я — спортивная семья», за лыжные гонки. Дважды выступали Теплинские в конкурсе «Приемная семья — теплый дом». В прошлом году заключительный этап его проходил в Новосибирске, в кинотеатре имени Маяковского. Сколько воспоминаний осталось! Нынче они стали его победителями.
Завершался конкурс «Приемная семья — теплый дом» в Усть-Тарке. Какие замечательные вещи — столики, тумбочки, шкатулки, кухонные наборы привезла сюда эта семья! Анатолий Иванович — учитель труда. Он и научил старших — Ваню, Васю и Лешу — мастерить. Все это было сделано их руками. А девчонки разрисовали цветами и узорами их изделия. Теперь ими украшены комнаты в доме. К конкурсу дети приготовили и замечательные рисунки. Сами сделали для них рамочки. На одном из рисунков изобразили свое семейное древо. А еще разыграли переделанную на свой лад сказку «Репка». В ней главное действующее лицо — мама. Именно когда она приходит, вытягивают репку сказочные персонажи.
Но переживаний приемным родителям хватает. Это ж деревня! Все на виду. И многое, на что в обычной семье никто не обратил бы внимания, обсуждается на все лады. Поэтому приобщение к труду — непростое дело для приемных родителей. Скольких моральных усилий требуется, чтобы переступить через банальное: «Что люди скажут?» «Знаете, в одной приемной семье именно из-за людской молвы девочку боялись заставлять работать, — рассказывает главный специалист управления образования Северного района Нина Михайловна Иванченко. — У Теплинских хватило мужества преодолеть такое настроение. Своих детей они учат трудиться. Это ведь, по сути, главный долг родителей. Ребят в детских домах ничего не заставляют делать, поэтому выходят они в жизнь абсолютно беспомощными. Не могут даже яйцо разбить, чтобы пожарить его».
«Мы воспитываем их, как своих детей, — говорит Анатолий Иванович, — Сами работаем и они рядом с нами». И ребятишки к этому относятся спокойно. Сейчас родным дочерям Марине и Ольге, которые живут в Гражданцево, все реже приходится помогать матери. Девчонки их заменили. Дети стали самостоятельными. Они уже не спрашивают, что надо делать — сами знают. Старшие учат младших и грядки полоть, и посуду мыть. Мальчишки в этой семье любят футбол. Но знают: прежде чем идти мяч гонять, надо по хозяйству отцу помочь. Мальчишки на технике умеют работать. Есть у семьи старенький тракторок. А недавно на ссуду купили машину. Многоместную, разумеется, чтобы все в ней могли уместиться.
Как и все в селе, Теплинские имеют корову, разводят кур, гусей. «А как без этого?» — рассудительно хором сказали ребятишки. Они вообще не по годам понятливые. И истинную цену многому в жизни уже сейчас знают. С недавних пор все стали замечать, что старший Вася во всем старается походит на папу. Слушается его даже больше, чем маму. И Анатолий Иванович о приемном сыне отзывается с большой теплотой: «Замечательный парень. Он будет отличным человеком, отличным семьянином, хозяином. Ему сейчас хоть что доверяй, все сделает». Дружбу в этой семье культивируют особо. «Раньше, бывало, подойду в школе к Ване с Лешенькой: вы ж должны заступаться друг за друга, потому что из одной семьи. Сейчас они младшего Васю этому же учат», — рассказывает Марина Анатольевна, средняя родная дочь Теплинских, которая, как и отец, работает в Гражданцевской школе.
Именно она много занимается с ребятишками дома: рисует, вяжет. Рядом ее дочь Настенька — любимица всей семьи. «Актриса наша, — с гордостью говорит о внучке Валентина Петровна. — С трех лет на сцене. Недавно выступала, заработала большую собаку». Здесь стерлось понятие родные и чужие дети. Первые без ревности относятся к тому, что мальчишки и девчонки называют их родителей мамой и папой. А младшие уверены, что в их семье все равны. Все братья и сестры. Они радуются успехам друг друга, вместе одолевают трудности.
Нелегко было отогреть сердца этих детей. Но прошлое и сейчас не отпускает, напоминает порой о себе уродливыми, пьяными голосами в телефонной трубке. Перед Новым годом позвонила одна пьяная мамаша. На тот грех трубку взяла Ира. А мальчиков не было дома — играли в хоккей. Бывшая родительница выругала девочку: где, мол, дети болтаются и почему их так долго нет? Пригрозила, что обратится в милицию. А Ира ей возьми да ответь: «Что ж вы не звонили, когда они были в детском доме и когда документы на них оформляли в приемную семью?»
«Обычно как бывает, — грустно продолжает Валентина Петровна. — Никому ребятишки не нужны, но только возьмешь их, родня находится. Вот у Светы с Васей тетя объявилась. Звонит. А когда «там» они жили, никто не звонил. Только ребята стали вживаться, они тут как тут!» Однако дальше пьяного куража дело не доходит. Когда им предлагают восстановиться в родительских правах, обычно отказываются… И кумушки местные не унимаются. У ребятишек расспрашивают постоянно: «А как вы там живете? Где вы все умещаетесь? Шумно у вас, наверное?» Даже до такого додумалась одна «доброжелательница»: «Вот, — говорит, — твоя мамка уже не пьет. Хочешь к ней?» Что могут противопоставить такой черствости Теплинские? Только свою любовь к этим детям, которых считают своими.
А дом их, каким бы ни был уютным, уже маловат для большого семейства. В детской пришлось даже двухъярусную кровать ставить. Вселились в этот дом Теплинские в 1988 году, когда по направлению партии приехал Анатолий Иванович работать в Гражданцево. Это был единственный свободный дом. Он был разрушен наводнением, и люди там не жили. Думали, что вселяются сюда ненадолго. И вот почти двадцать лет подделывают, ремонтируют свое жилище. Нынче опять было наводнение. Вода поднималась над полом. Глава района посмотрел на это и обещал помочь со строительством нового дома. «Тогда мы еще ребятишек возьмем», — улыбнулся Анатолий Иванович в ответ. И всем в семье это понравилось.