Большое молоко стоит больших денег
Если халтурщики вели ремонт и им это сходило с рук, то уже сейчас все огрехи и связанные с ними будущие проблемы читаются без очков. А если ответственные, старательные люди — тоже видно.
В «Таскаевском» коровы еще на выпасах, но это лишь потому, что погода стоит теплая и трава — по колено. Успеют еще в коровниках настояться. Телят, правда, начиная с самых маленьких, уже перемещают под крышу.
Если оценку выразить в нескольких словах, то на центральной ферме к зиме готово все. Качественный ремонт, чистота. Корма запасены, даже есть рапс, который сгладит стресс животных при переводе их в новые условия проживания и кормления. Зеленая подкормка тут — лучшее лекарство.
Позаботились и о животноводах. Это единственное хозяйство в районе, которое с советских времен сохранило дом животновода с полноценной столовой. Работает столовая круглый год. Летом кормит механизаторов, а с началом зимнестойлового периода — животноводов. Обеды замечательные во всех измерениях: и вкусные, и сытные, и бесплатные. Пирожки, беляши доярки и домой берут.
Столовая тоже сияет свежей побелкой и порядком.
На сегодня в «Таскаевском» три с половиной тысячи голов скота, в том числе тысяча коров. На каждую голову будет, как минимум, 24 центнера кормовых единиц. Для сравнения: в прошлую зимовку имели 16 центнеров. Тот год вообще для всего района оказался экстремальным. Погода не дала заготовить кормов в достатке, многие фермы просто бедствовали. Таскаевцы на общем фоне выглядели еще чуть ли не богатеями, они даже помогали кормами особо нуждающимся.
После скудных зимних рационов скот вышел на выпаса худой и, считай, половину лета работал на свою «биологию». Прибавка молока к уровню прошлого года пошла только недавно. А мало молока — мало и денег.
Эту невеселую историю никому не хочется повторять. Да и грех при нынешнем травостое.
На отдаленных фермах основные работы тоже закончены. Ремонта тут крепко добавил летний ураган. В Абакумово сейчас все крыши животноводческих помещений в заплатах из нового шифера — посрывало ветром. Были завалены тамбуры у коровников. Управляющий Александр Иванович Зинченко заверяет: еще несколько дней — и скот можно будет ставить. Но тут подъезжает таскаевский председатель Николай Иванович Савин и на корню сметает расчеты управляющего:
— Нет у тебя нескольких дней. Два-три в лучшем случае. Двадцатого сентября начинаем ставить коров.
Хоть и теплый стоит сентябрь, но подстраховаться не мешает. Хозяйство только-только выровнялось с надоями, коровы набрали хороший вес, и любой экстрим тут совершенно ни к чему. Это верно, тепло еще, но есть другая осенняя проблема — короткий день. Гурты у скотников большие, до 400 голов, в сумерках пойди разберись, всех перегнал или половину. А пасти положено до полуночи.
Управляющий кармышакской фермы Петр Иванович Другов и нескольких дней не просит. Тут уже ремонтные работы завершены. Обстоятельно докладывает, как идут дела на уборке и на выпасах. Получается, что все у него в порядке. В относительном порядке, как уточняет сам управляющий. Такой работы, как в советское время, видно, уже не будет. Тогда на весь район гремела слава кармышакских доярок Кашкен Дусимбаевны Актановой, Екатерины Ивановны Гребенщиковой, Валентины Ивановны Петуховой. Они для родной фермы ни времени, ни здоровья не жалели. Руками раздаивали коров, за совхозную копейку переживали, как за свою собственную.
А сейчас доярка или скотник заболеют — заменить некем. Молодежь на ферму не рвется, ей это дело кажется трудным. Про молодую доярку рассказывают: пару месяцев поработала и с заявлением пришла. Не хочу, говорит, в поле комары, пауты, лучше дома буду сидеть. И сидит.
Нет на ферме зоотехника, ветеринарного техника, не хватает скотников. Молодые мужчины предпочитают работать вахтовым методом на севере: те деньги не сравнить с деревенскими. И разговоры о патриотизме тут никакого действия не имеют.
Ситуацию переломить может единственное — если заработки на родной ферме приблизятся к тем, «вахтовым». Кстати, это не из области фантастики. Разруха девяностых уже позади, экономически окрепшие хозяйства, к которым, безусловно, относится и «Таскаевский», животноводство ведут в стабильном ритме, без авралов. Так что вполне можно замахиваться на такое молоко, которое бы давало весомую прибыль хозяйству и хороший достаток семьям колхозников.
Да, пока хозяйство бьется в заколдованном круге. Чтобы сделать качественный рывок в производстве молока, нужно вложить немалые средства в оборудование, кормопроизводство, вернуть на фермы специалистов, от которых отказались в целях экономии. И в первую очередь вернуть зоотехника-селекционера. Дать хорошую зарплату животноводам, чтоб они за честь считали работу на ферме и дорожили ею. Но где взять первоначальный капитал, который бы завел эту машину? На одной экономии его не сделаешь, надо искать другие варианты. Что ж, это дело руководителя хозяйства, а думать, как показали многие годы, Савин умеет.
А председателя СПК «Колхоз «Сартланский» Александра Васильевича Макушева мы застаем в его рабочем кабинете. Смотрит по телевизору интервью нового российского премьера Зубкова. Радуется:
— Наконец-то наш человек в правительстве! Этот знает, как крестьянский рубль зарабатывается. Все, быков сдавать не буду, пока цена не поднимется до ста рублей за килограмм.
Спрашиваем, не перестоят ли быки в ожидании такой цены? Но Макушев — оптимист:
— Нет, думаю, ситуация в сельском хозяйстве быстро выправится.
Вот в таком оптимистическом настроении и поехали смотреть, как колхоз подготовился к зимнестойловому содержанию своего немалого стада.
Если судить по уровню «цивилизации» на фермах, то «Сартланский» — явный лидер в районе. Его молочное стадо давно на беспривязном содержании, доильные залы устроены удобно, за три с половиной часа доярка обслуживает сто коров. Причем практически ежегодно делается очередной шаг в усовершенствовании производства. Одна из последних новинок — лечебно-кормовой пункт с операционным блоком, аптекой. Здесь каждую приболевшую корову кормят по «именному» рациону, лечат так, что буренки уходят отсюда не на мясокомбинат, а «в строй».
Нынче удалось построить доильную площадку, животноводческое помещение, под новую технологию реконструируется телятник. Производственное строительство давно перестало быть головной болью: лет пятнадцать уже по весне приезжает в колхоз постоянная бригада Айказа Ервандовича Петросяна. Сам бригадир, его сыновья, племянник, еще несколько местных плотников трудятся на совесть, поэтому и не стыдно председателю показать фермы на пороге зимы.
В течение лета животноводческие помещения обеих ферм самым тщательным образом очищены, продезинфицированы, побелены и даже покрашены. Всю территорию выровняли, хоть танцуй. Это сколько же рабочих рук потребовалось, и где их взяли в горячее летнее время? Управляющий Николай Петрович Батраков охотно дает пояснения:
— Основная рабочая сила с весны до осени находилась, конечно, в поле. Главное было — управиться с посевами, заготовить корма, убрать урожай. Но чуть дождь заморосил, механизаторов переводили на ферму. На подсобных работах много помогали служащие, специалисты. А отдыхать зимой будем.
Выполнен план по заготовке сена, а по сенажу перевыполнен. Фураж еще прошлогодний остался. Получается, отрасль обеспечена всем необходимым, чтобы работать продуктивно. И если сравнивать со средними показателями по району, так оно и выходит. В 2005 году «Сартланский» получил 30 центнеров молока от коровы, а район — 21. В 2006-м «Сартланский — 28, район — 18,5. Разница ощутимая, однако, имея такую производственную базу, довольно стабильное финансовое положение, этому хозяйству тоже пора замахиваться на другой уровень результатов. Как говорят спортсмены, выходить на другой график движения.
И наш разговор невольно свернул на эту тему. Почему три тысячи литров в год — бывает чуть больше, бывает чуть меньше — и как застыли на месте? Вот точка зрения главного зоотехника района:
— На иной уровень надоев поднимет только иной уровень ведения животноводства. «Сартланский» уже в состоянии не экономить на зарплате зоотехника-селекционера, который бы целенаправленно, вдумчиво работал со стадом. Не экономить на рационе телок, обеспечить им грамотный уход, ветеринарное, зоотехническое сопровождение буквально с рождения и на весь продуктивный период. Большое молоко — это большая работа.
По сути, новый «график» сартланцы уже запустили. В апреле текущего года купили тридцать чистопородных нетелей. Восемь из них уже отелились. Отобрали 115 своих высокоудойных первотелок, содержат их отдельно от коров старших возрастов.
Таким образом формируется ядро будущего молочного стада.
Председатель подсчитал, что на животноводство за лето потратил уже семь с половиной миллионов рублей. Но в голосе нет сожаления, скорее гордость: имеем возможность так финансировать ведущую отрасль.