USD 108.0104 EUR 113.0947
 

От хорошего семени ждут такого же племени

Владимир ПАЛЬЧИКОВ. Венгеровский район.
156-07.jpg
156-07.jpg



— Солярку предлагают, — объяснил нам.— А куда сливать? Все емкости под завязку.

Это здорово, когда переработчики так заботливы, хотя есть здесь одно «но». Село Меньшиково, центральная усадьба акционерного общества, стоит на асфальтированной трассе Чаны — Кыштовка, по которой в любую погоду хоть боком катись. Вот потому и бился, стучался маслозавод, который тоже заполнил свои емкости и не знал, куда девать излишки. Но верно и то, что кому попало переработчики товарный кредит в виде солярки не дадут, а «Сибирь» пользуется у них доброй репутацией, молоко-то льется рекой. Надои высокие и дойное стадо солидное — почти семьсот коров, а крупнорогатого — более двух тысяч. Это на одно село Меньшиково.

Правда, сам хозяин, директор Курков, — человек сдержанный, говорит, что в последние два-три года «Сибирь» стала сдавать свои позиции в животноводстве. Всегда доили не менее тридцати центнеров молока от коровы, а вот в прошлом году получили только по 27.

— А ведь мы живем за счет молока, — раскрывает свои козыри Курков. — Молоко — это деньги на каждый день, и немалые. Будем в срочном порядке восстанавливать утраченные позиции.

Далее сплошь следуют одни военные термины: вырвались вперёд, точно определив главное направление, а тылы не обеспечили, и скоро продвижение приостановилось, наметился тот самый спад, временное поражение. К примеру, снизился выход телят от сотни коров. А произошло это по причине слабой кормовой базы. Она-то как раз и есть то самое главное направление, тот самый тыл, который хозяйственники не сумели обеспечить, в достатке приготовить на зимовку грубых кормов, сенажа, да и с фуражом вышла осечка.

Произошло это не по причине халатности или более того — недогляда, просто ресурсы стали истощаться. Износ техники в Меньшиково, по словам Куркова, составил почти 90 процентов. Постоянный финансовый дефицит, старение кадров, потому как молодежь, которую постоянно сманивает голубой экран легкими играми в миллион, в селе оставаться не желает, хочет пепси и пива. Остаются старушонки да такие же дряхлые старички. Понятное дело, Курков сильно сгущает краски, а без этого старые опытные хозяйственники ну никак не могут, тем не менее картина в самом деле непривлекательная. И невозможно одновременно вести одинаково хорошо полеводство и животноводство, одна отрасль должна служить другой, подчиняться ей.

Не правда ли, странно, но совсем недавно мы говорили о приоритете земледелия, все бросились сеять не только пшеницу, овес, но и ячмень на пиво, даже сорта такие раздобыли, пивные, но скоро боевой пыл стал остывать: доходов не было. И животноводство к тому времени успели наполовину похоронить, а кое-кто из особо рьяных хозяйственников порешил дойное стадо полностью, окончательно и бесповоротно. И наступал час пик, когда приходилось во всеуслышание объявлять о полном банкротстве, о невозможности жить дальше коллективно. Сколько сел и деревень осталось без общественного производства: без коров и тракторов, без мастерских и мехтоков. А крестьяне стали однодворцами, как звали их в старину, еще до революции. Правда, теперь их по-новому называют владельцами частных подворий. Да только как ни назови, а ничего от этого не меняется: дел как не было, так и нет.

Курков оказался поумнее прочих: и дойное стадо сохранил и сейчас усиленно ищет возможности, чтобы приумножить его, причем за счет высокопородного племенного скота.

Все силы брошены на укрепление кормовой базы, как на направление главного удара. Акционерное общество, сильно поднатужившись, купило кормоуборочный комбайн «КСК-100». Однако почему не «Дон-680», который недавно вошел в моду, — мощный, удобный и очень даже выгодный?

— А это для того, чтобы одна масть была, — поясняет Курков, в какой-то степени тоже игрок, и довольно рискованный. — У нас уже есть несколько «КСК-100». К ним добавили еще один. Легче с запчастями, с ремонтом, с обслуживанием то есть.

А еще купили два новых, вполне современных и очень дорогих культиватора АПП-7,2. Опять же с дальним прицелом — использовать их для укрепления все той же кормовой базы. Сеют в акционерном обществе «Сибирь» зерновые культуры по хорошему агрофону: по зяби да по пару, которых ежегодно держат не менее полутора тысяч гектаров, а что касается однолеток, то для них и стерневой фон хорош. Ясное дело, после прохода культиватора АПП-7,2. Он не только рыхлит почву, но уничтожает сорняки, выравнивает, то есть боронит, выполняя за один проход пять — шесть операций.

В августе прошлого года сибиряки для зеленой подкормки посеяли озимую рожь. Ее скашивают в начале июня, в июле и подкармливают дойный скот. Так и начинается «зеленый конвейер». Дальше культуры следуют одна за другой. В июле посеяли рапс. Это особо значимая культура, получившая широкое распространение в последние годы, когда многие хозяйственники особенно рьяно взялись за животноводство. Особенно хорош рапс для поздней осени, когда скот уже стоит в корпусах, а тут свежая зеленая трава. Куда с добром. Вместо осеннего падения надоев продолжается их рост, и причем значительный.

— В прошлом году, — с особой гордостью рассказывал Вячеслав Георгиевич, — получили с гектара более сотни центнеров зеленой массы. У нас в октябре были прекрасные надои.

Cамые продуктивные смеси, по словам директора, — овёс, ячмень плюс пшеница. Превосходный сенаж, и на зеленую подкормку идут лучше некуда. Кроме однолеток, вплотную занялись сибиряки многолетними травами. В этом году закладывают первый семенной участок в полсотни гектаров для костра, эспарцета. Семена купили далеко и недешево, в акционерном обществе «Семена Приобья». От хорошего семени теперь ждут хорошего «племени».

Заботясь о животноводстве, Курков отводит полеводству вспомогательную роль. Оно обязано обеспечить отрасль комбикормами, фуражным зерном, так же, кстати, как и личные подворья. И очень важно сделать корма, зерно дешевыми, чтобы больше иметь прибыли на молоке. Механизаторы, получая задание на весеннем севе на каждый день, выбирают со склада ГСМ определенное количество солярки. За перерасход надо платить самому, из собственного кармана.

В прошлом году от общей суммы полученных прибылей более тридцати процентов ушло на зарплату, на горючее только 21 процент. Тем не менее средняя зарплата не очень высокая. Тракторист Геннадий Кусков получил в среднем пять тысяч рублей. Примерно столько же доярка Зоя Претцер, которая надоила по тридцать центнеров молока от коровы.

Бросив все силы на прорывной фронт, на укрепление кормовой базы, сибиряки наверняка добьются лучших результатов, поднимут наконец зарплату, повысят рентабельность производства.