«Третьяковка» на селе
В ее фондах чуть менее 300 картин разных авторов и направлений. По итогам слета сельских картинных галерей Журавская за свою работу получила первое место.
Точная дата открытия картинной галереи в Журавке известна — 29 октября 1959 года, а вот в связи с чем первые картины появились именно в этом селе, осталось неизвестным. Сначала выставку сделали в здании правления колхоза, тогда единственном месте в селе, где чаще всего бывали его жители. Однако после открытия по всей стране среди художников пронеслась весть о создании сельской картинной галереи. В начале 1960 года в Журавку свои работы прислали более 60 авторов из 50 городов страны. Чтобы полотна не лежали на складе, а помогали развивать в селянах чувство прекрасного, председатель хозяйства Иван Куруленко решил построить клуб со специальным залом для экспозиции. Сейчас в этом зале выставлена лишь половина всей коллекции, накопленной за несколько десятилетий.
По случаю открытия такого культурного оазиса в селе Третьяковская галерея преподнесла в подарок три работы крупных авторов. Две из них — творения Евгения Кацмана, который в своих произведениях запечатлел выдающихся деятелей, советских рабочих, писателей, ученых, художников. Одна — «Чапаев», написанная пастелью, вторая — «Ленин», выполненная маслом. И третья картина — пейзаж Якова Ромаса «По Енисею».
Вообще разнообразие представленных работ поражает. Такой спектр техник и авторов найдешь не в любой городской галерее. Здесь и работы маслом, и автолитография, и линография, и цинкография. Пейзажи, портреты, натюрморты, бытовые сцены. Свои работы присылали художники из Омска, Новосибирска, Иркутска и даже из Москвы. Здесь можно не только посмотреть на живопись, но и узнать о том, как и что создается. Экскурсии проводятся абсолютно бесплатно, нужно только позвонить и сказать о своем желании.
Особую гордость коллекции представляют работы братьев Титковых — Ивана и Василия. Их считают основоположниками картинной галереи в Журавке. Именно с их работ и началось пополнение экспозиции. Жители села считают их своими земляками, хотя живописцы родом из Камня-на-Оби, что в Алтайском крае. Особую историческую ценность представляют работы Ивана Титкова, сделанные во время Великой Отечественной войны.
— Оба брата воевали, и в перерывах между боями Иван Васильевич на папиросной бумаге, на всем, что попадалось под руку, карандашом рисовал гравюры, — рассказала нам заведующая галереей, она же и экскурсовод, и главный хранитель, Ирина Геращенко. — В галерее представлены только подлинники, датированные 1942 — 1944 годами.
Вообще большая часть картин датируется именно этим периодом истории — с последних довоенных лет до шестидесятых годов. К этому же времени относятся и полотна жителя этого села Анатолия Войтова, которые представлены в отдельном зале Журавской картинной галереи. Но не только в землячестве автора ценность этих картин. На них запечатлены самые выдающиеся жители села. В то время, особенно в селе, еще не было так много фотоаппаратов, как сейчас. А запечатлеть выдающегося человека на холсте — это старая добрая традиция. Когда-то давно рисовали купцов и знать, а в советские времена этой почести удостаивались простые труженики и руководители. В центре экспозиции родоначальник галереи председатель колхоза Иван Андреевич Куруленко.
— Это был необыкновенно добрый человек. И на его портрете это хорошо видно. Картина так и дышит теплотой и душевностью, — рассказывает Ирина Геращенко. — На этой же стене наши передовики производства, кавалеры орденов. Это действительно люди, которые отдали свою жизнь на благо сельского хозяйства. Недаром их портреты висят рядом с таким человеком, как Иван Андреевич.
Отдельно ото всех в зале висит картина того же автора «Журавка. 1930-е годы». По ней можно воссоздать вид села в послереволюционные годы. Главной достопримечательностью того времени в Журавке была церковь. Но впоследствии, как и многие другие, ее снесли. В начале 60-х годов на ее месте появился сельский клуб, в котором сейчас и расположена картинная галерея.
Но не все так радужно в картинной галерее села Журавка. Как и любое культурное учреждение, она имеет свои проблемы. Главная — реставрация картин. Последний раз их приводили в порядок почти 30 лет назад. Ветшают рамы, осыпается краска. Не отвечает требованиям и само помещение. По словам заведующей галереей Ирины Геращенко, в запаснике лежат картины, которые тоже могут быть интересны и полезны, но выставить их негде. Зал Дома культуры может вместить только 140 работ, поэтому отобрали наиболее ценные и примечательные.
— К нам приезжают иногда высокопоставленные чиновники, обещают помочь с ремонтом и реставрацией, — говорит Ирина Геращенко, — но дальше обещаний дело не идет. Хотя среди местного населения галерея востребована. Люди приходят сюда, чтобы отдохнуть душой.