USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Главное — делать с умом

Марианна ДАНИЛОВА и Максим АХАПКИН.
143-25.jpg
143-25.jpg



Сложив этот опыт в Чистоозерном, областное руководство хотело вывести его на передовые позиции.

Одним из тех, кто поднимал район в то время, стал Петр Андреевич Гуков. В районе он с 1964 года. В 1972 — 1985 — председатель райиспокома. По его словам, в начале 1960-х годов производство в Чистоозерном районе было слабое. Все показатели — урожайность, надои, овечья шерсть — находились ниже средних по области. Но со временем район стал передовым в своей зоне, а по некоторым показателям занимал и первые места в области.

— Повторное образование ликвидированного района у людей вызвало моральный подъем, энтузиазм, — такие основные причины улучшений привел Петр Андреевич. — Люди вновь почувствовали жизнь. Ну, конечно, и поддержку государства. Оно тогда сельским хозяйством занималось всерьез и надолго, были солидные вложения. Эти деньги не проедались. Их направляли на технику, строительство животноводческих комплексов, подготовку кадров, соцкультбыт. Все, что было тогда создано, стоит до сих пор. Школы, дома, клубы, в каждой центральной усадьбе — столовая.

Такая помощь позволила увеличить темпы производства. В зоне рискованного земледелия, где большая часть земель — солончаки, а урожайность не больше 12 центнеров с гектара, а то и 5 — 6, некоторые хозяйства приблизились к отметке 18 — 20 центнеров пшеницы с гектара неплодородной земли.

— Многие сейчас говорят, что сельское хозяйство — это дыра, — поделился своим мнением Петр Андреевич Гуков. — Никогда оно дырой не было. За счет села после войны страна встала на ноги. Селяне настолько терпеливый народ, что они могут на лебеде жить, а долг перед государством выполнят. Сейчас же приходится сожалеть, что сельское хозяйство разрушается. Животноводческие фермы разрушены. Кормоцеха — тоже. Ни у кого нет денег на их содержание. В каждой центральной усадьбе были сушилки, теперь осталось две-три на район. Абсолютно неразумно ликвидировать то, что создано.

Причем создано было путем преодоления разного рода трудностей и проблем. Бурный рост строительства в районе сдерживался нехваткой материалов. Приходилось закупать во всех соседних областях. Еще одна проблема, с которой живут в Чистоозерном районе до сих пор, — природно-климатическая. Поголовье скота росло, а кормов не хватало. Но, по словам Петра Гукова, и здесь находчивые селяне находили выход.

— Научились заготавливать камыш, все шло в ход. И даже древесина — плели веники. Но и все удавалось. Поголовье не сокращали, а только наращивали. Хотя это сказывалось на продуктивности. К началу перестройки мы отдельные виды крупнорогатого скота увеличили почти в два раза. Но сейчас ничего не осталось. Овец всего две отары в Романовке. Мы идем назад.

Выход, по мнению Петра Андреевича, в том, чтобы не забывать старые наработки и традиции. Например, индивидуальное хозяйство — это откат в прошлое. Большие посевные площади нужно обрабатывать только коллективно, чтобы был результат. Ведь один человек не может себе позволить купить хорошую технику, а без нее не будет и хорошего урожая.

— Есть хороший всемирный экономический принцип — централизация и специализация производства. И не важно, промышленность это или сельское хозяйство. Кустарное производство к хорошему не приводит.

Другими словами, каждый должен заниматься своим делом. Главное, чтобы дело это делалось не через колено, а с умом.